Вариант 3.
Про батарею Тушина было
забыто, и только в самом конце дела, продолжая слышать канонаду в
центре,
князь Багратион послал туда дежурного штаб-офицера и потом князя Андрея,
чтобы
велеть батарее отступать как можно скорее...
Из-за детской радости,
возбужденной пожаром, и азарта удачной стрельбы по французам, наши
артиллеристы
заметили эту батарею только тогда, когда два ядра и вслед за ними еще
четыре
ударили между орудиями и одно повалило двух лошадей, а другое оторвало
ногу
ящичному вожатому. Оживление, раз установившееся, однако, не ослабело, а
только
переменило настроение. Лошади были заменены другими из запасного
лафета,
раненые убраны, и четыре орудия повернуты против де-сятипушечной
батареи.
Офицер, товарищ Тушина, был убит в начале дела, и в продолжение часа из
сорока
человек прислуги выбыли семнадцать, но артиллеристы всё так же были
веселы и
оживлены. Два раза они замечали, что внизу, близко от них, показывались
французы, и тогда они били по них картечью.
Маленький человек, с
слабыми, неловкими движениями, требовал себе беспрестанно у денщика еще
трубочку за это, как он говорил, и, рассыпая из нее огонь, выбегал
вперед и
из-под маленькой ручки смотрел на французов.
— Круши, ребята! —
приговаривал он и сам
подхватывал орудия за колеса и вы
винчивал винты.
В дыму, оглушаемый
беспрерывными выстрелами, заставлявшими его каждый раз вздрагивать,
Тушин, не
выпуская своей носогрелки, бегал от одного орудия к другому, то
прицеливаясь,
то считая заряды, то распоряжаясь переменой и перепряжкой убитых и
раненых
лошадей, и покрикивал своим слабым тоненьким, нерешительным голоском.
Лицо его
всё более и более оживлялось. Только когда убивали или ранили людей, он
морщился и, отворачиваясь от убитого, сердито кричал на людей, как
всегда,
мешкавших поднять раненого или тело. Солдаты, большею частью красивые
молодцы
(как и всегда в батарейной роте, на две головы выше своего офицера и
вдвое
шире его), все, как дети в затруднительном положении, смотрели на своего
командира, и то выражение, которое было на его лице, неизменно
отражалось на их
лицах.
Вследствие этого
страшного гула, шума, потребности внимания и деятельности Тушин не
испытывал ни
малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или
больно
ранить, не приходила ему в голову. Напротив, ему становилось всё
веселее и
веселее. Ему казалось, что уже очень давно, едва ли не вчера, была та
минута,
когда он увидел неприятеля и сделал первый выстрел, и что клочок поля,
на
котором он стоял, был ему давно знакомым, родственным местом. Несмотря
на то,
что он всё помнил, всё соображал, всё делал, что мог делать самый лучший
офицер
в его положении, он находился в состоянии, похожем на лихорадочный бред
или на
состояние пьяного человека.
Из-за оглушающих со всех
сторон звуков своих орудий, из-за свиста и ударов снарядов неприятелей,
из-за
вида вспотевшей, раскрасневшейся, торопящейся около орудий прислуги,
из-за
вида крови людей и лошадей, из-за вида дымков неприятеля на той стороне
(после
которых всякий раз прилетало ядро и било в землю, в человека, в орудие
или в
лошадь), из-за вида этих предметов у него в голове установился свой
фантастический мир, который составлял его наслаждение в эту минуту.
Неприятельские пушки в его воображении были не пушки, а трубки, из
которых
редкими клубами выпускал дым невидимый курильщик.
— Вишь,
пыхнул опять, — проговорил Тушин шепотом
про себя, в то время как
с горы выскакивал клуб дыма и влево полосой относился ветром, — теперь
мячик
жди —- отсылать назад...
«Ну-ка,
наша Матвевна», — говорил он про себя. Матвевной представлялась в его
воображении большая крайняя, старинного литья пушка. Муравьями представлялись
ему французы около своих орудий.
Красавец и пьяница первый номер второго орудия в его мире был дядя;
Тушин чаще
других смотрел на него и радовался на каждое его движение. Звук то
замиравшей,
то опять усиливавшейся ружейной перестрелки под горою представлялся ему
чьим-то дыханием. Он прислушивался к затиханью и разгоранью этих
звуков.
— Ишь,
задышала
опять, задышала, — говорил он про себя.
Сам
он представлялся себе огромного
роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра.
— Ну,
Матвевна,
матушка, не выдавай! — говорил он, отходя от орудия, как над его
головой раздался чуждый, незнакомый голос:
— Капитан Тушин!
Капитан!..
Тушин испуганно
оглянулся... Это был князь Андрей.
(Л.Н.
Толстой «Война и мир»)
В1.
Образу какого героя,
кумира князя Андрея, противопоставлен в этом эпизоде образ капитана
Тушина?
Ответ:__________________________
•
В2.
Какое сражение изображено в данном фрагменте?
Ответ:__________________________
•
В3. Как в литературоведении называется
монолог, который герой
произносит «про себя» и который характеризует его состояние («Ну-ка,
наша
Матвеевна», «Ишь задышала опять, задышала»)?
Ответ:__________________________
•
В4. Как в литературоведении называют средство
художественной
изобразительности, помогающее автору описать героя («слабый»,
«тоненький»,
«нерешительный»)?
Ответ:__________________________
•
В5.
Выпишите слово, являющееся образом-сравнением, с помощью
которого подчеркивается искренность и открытость солдат.
Ответ:__________________________
•
В6. Как называется прием, основанный на
противопоставлении, с
помощью которого Толстой подчеркивает, что, несмотря на физическую
слабость и
внешнюю нелепость, Тушин силен духовно и велик нравственно.
Ответ:__________________________
•
В7. Как называется средство художественной
изобразительности,
основанное на использовании большого числа синонимов («Из-за оглушающих
со
всех сторон звуков своих орудий, из-за свиста и ударов снарядов
неприятелей,
из-за вида вспотевшей, раскрасневшейся, торопящейся около орудий
прислуги,
из-за вида крови людей и лошадей...»)?
Ответ:__________________________
•
С1. С
какой целью князь Андрей принимал участие в войне? В
каких идеалах его заставил усомниться подвиг капитана Тушина?
С2.
Какова главная тема данного эпизода? Какова роль образа
капитана Тушина в раскрытии данной темы?
С3.
Какие темы, значимые для всего романа, поднимает Толстой в
данном фрагменте и в каких произведениях русской классики затрагиваются
эти же
вопросы?
Вариант 4.
Князь
Андрей, как все
люди, выросшие в свете, любил встречать в свете то, что не имело на себе
общего
светского отпечатка. И такова была Наташа, с ее удивлением, радостью и
робостью
и даже ошибками во французском языке. Он особенно нежно и бережно
обращался и
говорил с нею. Сидя подле нее, разговаривая с ней о самых простых и
ничтожных
предметах, князь Андрей любовался на радостный блеск ее глаз и улыбки,
относившейся
не к говоренным речам, а к ее внутреннему счастию. В то время как Наташу
выбирали и она с улыбкой вставала и танцовала по зале, князь Андрей
любовался в
особенности на ее робкую грацию. В середине котильона Наташа, окончив
фигуру,
еще тяжело дыша, подходила к своему месту. Новый кавалер опять пригласил
ее.
Она устала и запыхалась, и видимо подумала отказаться, но тотчас опять
весело
подняла руку на плечо кавалера и улыбнулась князю Андрею.
«Я
бы рада была
отдохнуть и посидеть с вами, я устала; но вы видите, как меня выбирают, и
я
этому рада, и я счастлива, и я всех люблю, и мы с вами всё это
понимаем»,- и еще многое и многое сказала эта
улыбка.
Когда кавалер оставил ее, Наташа побежала через залу, чтобы взять двух
дам для
фигур.
«Ежели
она подойдет прежде
к своей кузине, а потом к другой даме, то она будет моей женой», - сказал совершенно неожиданно сам себе князь
Андрей, глядя на нее. Она подошла прежде к кузине.
«Какой
вздор иногда
приходит в голову! - подумал князь Андрей; - но верно только то, что эта
девушка так мила, так особенна, что она не протанцует здесь месяца и
выйдет
замуж... Это здесь редкость», - думал
он, когда Наташа, поправляя откинувшуюся у корсажа розу, усаживалась
подле
него.
В
конце котильона старый
граф подошел в своем синем фраке к танцующим. Он пригласил к себе князя
Андрея
и спросил у дочери, весело ли ей? Наташа не ответила и только улыбнулась
такой
улыбкой, которая с упреком говорила: "как можно было спрашивать об
этом?"
-
Так весело, как
никогда в жизни! - сказала она, и князь Андрей заметил, как быстро
поднялись
было ее худые руки, чтобы обнять отца и тотчас же опустились. Наташа
была так
счастлива, как никогда еще в жизни. Она была на той высшей ступени
счастия,
когда человек делается вполне доверчив и не верит в возможность зла,
несчастия
и горя.
Пьер
на этом бале в
первый раз почувствовал себя оскорбленным тем положением, которое
занимала его
жена в высших сферах. Он был угрюм и рассеян. Поперек лба его была
широкая
складка, и он, стоя у окна, смотрел через очки, никого не видя.
Наташа,
направляясь к
ужину, прошла мимо его.
Мрачное,
несчастное лицо
Пьера поразило ее. Она остановилась против него. Ей хотелось помочь ему,
передать ему излишек своего счастия.
-
Как весело, граф, -
сказала она, - не правда ли?
Пьер
рассеянно
улыбнулся, очевидно не понимая того, что ему говорили.
-
Да, я очень рад, -
сказал он.
«Как
могут они быть
недовольны чем-то, - думала Наташа. Особенно такой хороший, как этот
Безухов?»
На глаза Наташи все бывшие на бале были одинаково добрые, милые,
прекрасные
люди, любящие друг друга: никто не мог обидеть друг друга, и потому все
должны
были быть счастливы.
В1.
Назовите имя героини,
которая противопоставлена в романе Наташе Ростовой
Ответ:__________________________
•
В2.
Назовите имя и фамилию
героя романа, которому принадлежат следующие слова, обращенные к Наташе:
«Ежели
бы я был
не я, а красивейший, умнейший и лучший
человек в мире,
я бы сию минуту на коленях просил руки и любви
вашей».
Ответ:__________________________
•
В3. Какой
художественный прием
использует автор в построении следующей фразы: «Она
была на той высшей ступени счастия, когда человек
делается вполне доверчив и не
верит в возможность зла, несчастия и
горя».
Ответ:__________________________
•
В4. Какое средство создания образа героя
использует автор, показывая содержание мыслей князя Андрея: «Какой
вздор иногда
приходит в голову! - подумал князь Андрей; - но верно только то, что эта
девушка так мила, так особенна, что она не протанцует здесь месяца и
выйдет
замуж... Это здесь редкость», - думал
он, когда Наташа, поправляя откинувшуюся у корсажа розу, усаживалась
подле него».
Ответ:__________________________
•
В5.
Укажите термин, которым
в литературе называется изобразительно-выразительное средство,
позволившее
автору описать особенности восприятия Наташей окружающих людей: «одинаково
добрые, милые,
прекрасные люди, любящие друг друга».
Ответ:__________________________
•
В6.
Какое средство
создания образа героя, заключающееся в изображении деталей его
внешности,
использует автор, характеризуя состояние Пьера: «Поперек
лба его была широкая складка, и он,
стоя у окна, смотрел через очки, никого не видя. Наташа, направляясь к
ужину,
прошла мимо его. Мрачное, несчастное лицо Пьера поразило ее».
Ответ:__________________________
•
В7. Назовите литературное направление, ярким
образцом которого является роман-эпопея «Война и мир».
Ответ:__________________________
•
С1.
Почему Андрей
Болконский, пообщавшись с Наташей на ее первом балу, был разочарован в
личности
Сперанского?
С2.
Какие средства
использует Л.Н. Толстой для того, чтобы передать внутреннее состояние
героини?
С3.
Какая проблема
раскрывается Толстым на сопоставлении женских образов в романе? В каких
еще
произведениях русской классики поднимается эта проблема?
|