Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 03.05.2024, 06:28

Сайт учителя русского языка и литературы МОАУ "Лицей №3" г.Оренбурга Воробьевой Т.Г.

Меню сайта
Категории раздела
Русский язык [10]
Литература [4]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1227
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Рекомендации по написанию части С ЕГЭ

В содержательной части сочинения ваша работа будет оцениваться, исходя из следующих критериев:

1. Определена ли проблема, которой посвящен текст (проблем может быть несколько, из них нужно «угадать» хотя бы одну. Все ваше дальнейшее сочинение будет строиться именно на этой проблеме (ее вы будете комментировать, по ней излагать авторскую и свою точки зрения)

2. Насколько полным и качественным является комментарий к этой проблеме

3. Изложена ли авторская позиция по данному вопросу.

4. Изложена ли и доказана ли ваша точка зрения по тому же самому вопросу. Доказательств (аргументов) ваших должно быть минимум два. И максимальный балл вы получите, если хотя бы один из этих аргументов будет из художественной или публицистической литературы.

5. Насколько логично ваше сочинение, нет ли отступлений от темы, лишней «воды», нет ли нарушений абзацного членения текста (делаем вывод – абзацы, по меньшей мере, должны БЫТЬ!!!)

6. Насколько грамотна и красива ваша речь (богатство словаря, разнообразие грамматических конструкций и т.п.)

 

Исходя из этих критериев составляем план, который выглядит примерно так:

  1. Вступление.
  2. Проблема, над которой размышляет автор.
  3. Комментарий.
  4. Авторская позиция
  5. Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора).
  6. Первый аргумент.
  7. Второй аргумент.
  8. Вывод (заключение).

1.      Вступление может быть написано в форме:

 

1)       Лирического размышления.

Как хороша наша Земля, сфотографиро­ванная космонавтами, в черной бездне Вселенной! Она сияет всеми оттенками от нежно-голубого до темно-фиолетового, и цвета эти не кажутся холодными: наша планета — теплый маячок, единственная родная гавань для тех, кто смотрит на неё из иллюминаторов космического корабля, восторженно замирая от невероятной кра­соты. Исчезни Земля — и потеряет Галак­тика самый яркий свой бриллиант. Но ка­кая-то неведомая космическая сила бережёт своё сокровище — нашу планету — от потока метеоритов-убийц, от столк­новений с кометами, сохраняя всё живу­щее на Земле, в том числе и нас. А мы? Как мы сами храним то, что давно и при­вычно именуем своим домом? В. Солоухин рисует страшную картину нашего «хозяйствования».

 

        2)     Ряда риторических вопро­сов,   созвучных   теме   (идее, проблеме текста).

Кто из живущих ныне людей может себе представить, что он позволит своим де­тям есть отравленную рыбу? Пить ядови­тую воду? Кто обрадуется пыльной буре за окном, кружащейся несколько дней? Кто захочет поехать за город, чтобы от­дохнуть там в весёлом березовом лесу, а вместо него найти лишь безобразные пни? Никто не хочет. А ведь это ждет нас в будущем, если мы продолжим отно­ситься к природе так, как об .этом расска­зывает В. Солоухин.

 

        3)      Рассуждения о заглавии, ко­торое ты бы дал данному тес­ту. (Не забудь: в заглавии мо­жет звучать тема текста; она может, указывать на основную идею   текста   или   отражать главный конфликт).

«Заклятые друзья природы» — вот на­звание, которое я дал бы предложенному тексту. Парадоксально, скажете вы? А разве то, о чем пишет в своей статье В. Солоухин, не является жутким пара­доксом? Обратимся хотя бы вот к этому факту...

 

        4)       Диалога с  воображаемым собеседником  о  теме  (идее, проблеме) текста.

Давай возьмем с тобой Красную книгу и перелистаем её. Удивляешься тому, что она такая большая и тяжёлая? Ещё бы: ты по­смотри, сколько представителей флоры и фауны стали её постоянными, вечными жи­телями... Нет, не всемирный потоп, и не ледниковый период, и не коварные смерто­носные вирусы стали причиной их гибели. Да и вряд ли они смогли бы наделать столь­ко зла. Хочешь знать, кто и почему стал для природы страшнее всех? Тогда давай вме­сте прочтем статью В. Солоухина, писатель даст нам исчерпывающий ответ.

 

       5)       Ряда назывных предложе­ний,    создающих    образную картину, возникающую по ас­социации в связи с проблема­тикой текста.

Черная, обугленная земля до самого горизонта... Запах смерти... Мертвая тишина... Ощущение дикого, вселенского одиночест­ва... Все это ждет человечество, если оно продолжит тот пагубный путь, о котором пишет В. Солоухин в своей статье.

 

      

  6)         Может начинаться с цитаты, пословицы, поговорки, но вы­бранное высказывание должно либо     содержать     основную мысль текста,  либо  служить способом выхода на его про­блематику.

«Судьба человечества — в руках челове­ка. Вот в чем ужас». Эта фразу В. Гжешика, поразившую меня своей парадоксальностью, а потому и запомнившуюся, я вспомнил сразу же, как только прочитал текст В. Солоухина о тех перспективах, которые ждут человечество в) результате его безнравственного отношения к природе.    

 

7)          Может начинаться с ключе­вого слова текста (именитель­ный темы).

Жадность. Один га отвратительных нравственных пороков, который владеет человеческими душами. О растлевающем влияний жадности писали и А.С. Пушкин («Скупой рыцарь»), и Гоголь («Мертвые души»), и О. Бальзак («Гобсек»). Но одно дело, когда это моральная червоточина одного человека (да и то она выглядит отвратительно) и сот всем другое, когда овладевает душами тысяч людей. О том, к каким немыслимым по масштабам последствиям может привести человечество эта роковая страсть, повеству­ет в своей статье В. Солоухин.

 

8)  Иллюстрации   каким-либо фактом основной мысли или основной проблемы текст.

Довелось мне в прошлом году вместе с отцом пролетать на вертолете над нашей дальневосточной тайгой. Честно признать­ся, было такое впечатление, что смотрю на экран, где идет фильм-катастрофа: гектара­ми вырубленный лес, причем лучшие эк­земпляры сосен, кедров, а остальное — по­корежено, повалено, ободрано.., Приземлились у небольшой реки, пошли набрать воды для чая, а на берегах — горы тухлой горбуши, выловленной браконьерами ради икры: икру уносят, а рыбу бросают здесь же. Представьте себе огромные (тонны!) кучи дальневосточного лосося, киша­щие червями. Ради чего совершено это варварство? Ответ ясен каждому, но писатель В. Солоухин в своем тексте особенно жест­ко, открыто, горько напоминает нам о том, в кого мы превратились в погоне за «гладким холодным кружочком золота».

 

9)   Описательного   утвержде­ния.

Когда мы запрокидываем голову, разглядывая ночное небо, то пытаемся предста­вить, что в этой удивительной бездне есть жизнь, подобная нашей. Да, наверняка есть. Но едва ли найдется ещё одна такай планета, которую бы так варварски, так дикарски уничтожали её самые разумные обитатели... Что движет ими, что застав­ляет их совершать такие безумные поступ­ки? Об этом с горечью и болью рассуждает писатель В. Солоухин.

 

 

Еще советы и даже некоторые шаблоны по написанию вступления к сочинению находятся здесь à    http://sparrow.ucoz.ru/publ/materialy_dlja_podgotovki_k_egeh/russkij_jazyk/kak_napisat_vstuplenie_k_sochineniju_ehsse_blok_s_egeh/14-1-0-10


Категория: Русский язык | Добавил: sparrow (12.05.2010)
Просмотров: 5515 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz