Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 13.05.2024, 16:36

Сайт учителя русского языка и литературы МОАУ "Лицей №3" г.Оренбурга Воробьевой Т.Г.

Меню сайта
Категории раздела
Русский язык [0]
Литература [8]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1227
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Анализ произведения на уровне образной системы

В процессе анализа литературного произведения особенно важно не столько найти художественные образы, сколько рассмотреть основные принципы, организующие систему образов произведения в целом, в том числе

- принцип дополнительности, когда образ предмета, например, выступает как средство создания образа персонажа (образы дивана и халата Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов»).

- принцип подобия, параллелизм (образ русской зимы и образ Татьяны Лариной в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»; образы паруса, морской стихии и образ Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

- принцип контраста (образ «высокого, бесконечного неба» и образ «маленького, ничтожного» Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»).

 

Психологизм. Многих писателей называют психологами, указывая тем самым на важную отличительную особенность их таланта – мастерство в изображении внутреннего мира их героев, их психологического состояния.

Психологизм – система средств и приемов, направленных на полное, глубокое и детальное раскрытие внутреннего мира героев. Наибольшие возможности для реализации данной художественной задачи предоставляет эпически род литературы, в рамках которой были созданы самые яркие образы «психологической прозы». Обычно в литературоведении говорят о двух основных формах психологического изображения в литературе:

1. Психологизм открытый, явный, прямой, демонстративный, передающий внутренний мир героя как бы «изнутри». Основной прием здесь – психологический самоанализ, который дополняется системой близких ему художественных приемов: внутренний монолог, диалог, письма, дневники, исповедь, сны и видения героев, повествование от первого лица, несобственно-прямая внутренняя речь, «диалектика души», «поток сознания».

2. Психологизм скрытый, косвенный, «подтекстовый», направленный на анализ внутреннего мира героя «извне». Основной прием в данном случае – психологический анализ, который выступает в сочетании с другими приемами: портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, комментарий, умолчание.

 

В XIX веке складывается документалистика как вид литературы, основанной на глубоком исследовании исторических событий и явлений общественной жизни посредством анализа документальных материалов (исторических документов, свидетельств современников), которые воспроизводятся целиком, фрагментарно или в авторском изложении. Художественный вымысел в таких произведениях не исключается вовсе, как в научных трудах, но сводится к минимуму. Среди первых опытов документальной литературы – «История Пугачева» А.С. Пушкина – что-то среднее между научным трудом и художественным произведением.

Документализм – свойство всякой литературы, опирающейся на документ: и собственно документальной и художественно-документальной. Документ в художественном произведении:

- помогает писателю найти новые, неожиданные сюжетные ходы;

- содействует воссозданию образа реального исторического времени, колорита эпохи, исторического контекста, реального исторического лица на основе достоверных документальных источников;

- может стать аргументом в системе авторских доказательств той или иной идеи, концепции или поводом для полемики, обоснования собственной трактовки исторического события или лица;

- обогащает художественную картину мира, нарисованную в произведении, иными формами воссоздания действительности и позволяет посмотреть на историческое событие с разных сторон, увидеть его во многообразии.

Следует различать документалистику как вид литературы, документальную основу художественного произведения и документализм как стилевое явление, которое предполагает не только опору на подлинные документы (изучение их в процессе написания произведения или включение их в текст), но и своеобразную имитацию документализма («изображенную документальность») как художественный прием создания иллюзии подлинности, достоверности созданной картины (например, медицинское свидетельство о состоянии здоровья Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов» и др.)

 

В художественной литературе нередки случаи использования стилизаций, т.е. сознательного воспроизведения (имитации) наиболее характерных существенных особенностей стиля писателя, литературного направления, течения, школы.

Одна из самых распространенных и популярных форм воспроизведения чужого стиля в литературном произведении является пародия – комическая стилизация, созданная с целью осмеяния, разоблачения. В пародии имитируются особенности творческой манеры писателя, его идеи, образы, стиль, художественные приемы, представленные в нарочито нелепом сочетании. Вот пародии на известное стихотворение Фета:

Оригинал:

                    Шепот, робкое дыханье,
                          Трели соловья,
                   Серебро и колыханье
                         Сонного ручья,

                   Свет ночной, ночные тени,
                           Тени без конца,
                   Ряд волшебных изменений
                           Милого лица,

                   В дымных тучках пурпур розы,
                          Отблеск янтаря,
                  И лобзания, и слезы,
                          И заря, заря!..  (А.Фет)

 

Пародия Н. Добролюбова:

                          ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ
                        Вечер. В комнатке уютной
                                Кроткий полусвет
                        И она, мой гость минутный…
                                Ласки и привет;

                        Абрис маленькой головки,
                                 Страстных взоров блеск,
                       Распускаемой шнуровки
                                 Судорожный треск…

                       Жар и холод нетерпенья…
                                 Сброшенный покров…
                       Звук от быстрого паденья
                                 На пол башмачков…

                       Сладострастные объятья,
                                 Поцалуй  немой, –
                       И стоящий над кроватью
                                 Месяц золотой…

И две пародии Д.Минаева:

                          Холод, грязные селенья,
                                   Лужи и туман,
                        Крепостное разрушенье,
                                   Говор поселян.

                        От дворовых нет поклона,
                                   Шапки набекрень,
                        И работника Семена
                                   Плутовство и лень.

                        На полях чужие гуси,
                                   Дерзость гусенят, -
                        Посрамленье, гибель Руси,
                                   И разврат, разврат!.. 

 

                         Топот, радостное ржанье,
                               Стройный эскадрон,
                       Трель горниста, колыханье
                               Веющих знамен,
                       Пик блестящих и султанов;
                               Сабли наголо,
                       И гусаров и уланов
                               Гордое чело;
                       Амуниция в порядке,
                               Отблеск серебра, -
                       И марш-марш во все лопатки,
                               И ура, ура!..

 

Категория: Литература | Добавил: sparrow (18.03.2010)
Просмотров: 7691 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz