Главная » 2010»Февраль»21 » О бильярдных шариках, полустанке над пропастью и любви
16:44
О бильярдных шариках, полустанке над пропастью и любви
Люди
напоминают … бильярдные шарики. Вот они катятся по полю, иногда сталкиваются,
иногда разлетаются в разные стороны под действием кия-судьбы. Мгновение – и
каждый летит в свою лузу... Когда встретятся в следующий раз? Может, в
следующей партии? А может быть, какой-то из шариков просто навсегда потеряется?
Но, в отличие от шариков, у людей есть великолепное свойство – память. И потому
ничто и никогда не исчезает бесследно. Вот говорю я ребенку, что «истинно
великое произведение искусства – такое, где неразделимы красота, добро и
правда», и ловлю себя на том, что впервые услышала эти слова много лет назад от
любимого учителя музыки. Тогда я ещё не знала, что это мысль Толстого, а
авторитет учителя был настолько велик, что произнесенное им слово сразу стало убеждением.
Моим убеждением. Обрывки слов, образцы поступков, жесты, движения, выражения
лица… Откуда все это взялось? «Во мне нет ничего первоначального. Я –
совместное усилие всех тех, кого я когда-то знал», - писал Чак Паланик. Так ли
это? Иногда мне думается, что писатель прав, и в нас звучат голоса тех, кто
когда-то был рядом с нами. Мы носим в себе частичку тех людей, которым
доверяли, которых слушали, которыми восхищались… Мы – продолжение наших
Учителей. Учителей в самом широком и самом высоком смысле этого слова.
Я
никогда не забываю об этом. Часто встает вопрос, что привлекает меня в моей
профессии. Вопрос прост и сложен одновременно. Цель существования человечества
не знает никто. Но каждый стремится продолжить себя в своих детях. И так
хочется, чтобы они доделали недоделанное тобой! Может быть, спустя столетия
наши потомки создадут новый мир, полный радости и чудес. В этом мире, который
мы уже не увидим, будет и частичка нас, переданная через наших детей – наши
гены, наши убеждения, наш жизненный опыт… Но все люди продолжают себя только в
своих детях. А частичка души учителя – в каждом из его учеников. Это ли не путь
к бессмертию?
В
романе Д.Сэлинджера «Над пропастью во ржи» изображен подросток, который бродит
по родному городу, открывая для себя «жестокий взрослый мир». Ему снится сон, в
котором он ловит детей, бегающих по большому полю ржи с завязанными глазами. Поле
заканчивается пропастью - герой спасает детей от падения в пропасть. В идеале,
каждый учитель – Ловец детских душ,
стремящийся уберечь их от падения в пропасть безнравственной и бездуховной
жизни, сохранить их светлыми и чистыми. Почему же я пришла в педагогику?
Просто, наверное, пропасти боюсь.
Немного
грустно, когда любимые детки вырастают и уходят, а ты остаешься. Мне всегда в
воображении рисовался поезд. Причем они едут на этом поезде, а я как сошла
однажды на каком-то полустанке, так только глазами проходящие мимо поезда
провожаю. Но иногда кажется, что это не полустанок - я просто «над пропастью во
ржи», такой вот Ловец. И уйти вслед за любимыми детьми не имею права - надо
«ловить» следующих!
Может,
это в благодарность тем людям, которые в своё время «поймали» меня. Если бы не
они, вряд ли я стала бы учителем. Да и если бы стала, вряд ли «жила» бы этим. Были
люди, которые просто помогли мои детские ценности
(родина-дружба-любовь-красота-добро-правда) сохранить, несмотря на взросление и
понимание, что в окружающем меня мире эти вещи, к сожалению, не всеми и не
всегда ценятся.
Учитель
– мост между поколениями. Это миссия, которая накладывает огромную
ответственность. Учитель обладает властью, которой лишён военный, политик,
журналист. Это я понимаю, когда слышу в речи детей свои мысли, когда-то давно
произнесенные мной фразы. Они повторяют их, как собственные. И, слыша это,
понимаешь, насколько важно всегда находится на определенной высоте. «Нам не
дано предугадать, как наше слово отзовется», но оно отзовется, и об этом нужно
помнить всегда. Ведь совсем не обязательно в душе останутся выученные и сопровожденные
музыкой и презентациями слова, произнесенные на классном часе. Может быть,
самым главным Словом окажется то, которое ты в суматохе школьной жизни случайно
произнес на перемене. Мы не бильярдные шарики. Мы проживаем кусочек жизни с
нашими учениками и воспитанниками. И пусть эта жизнь будет достойной и
красивой.