Мы благодарим учителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области Морозову Аллу Станиславовну, обобщившую материал, иллюстрирующий грамматические явления в художественном и публицистическом тексте. В данной статье я опиралась на работу Аллы Станиславовны.
Итак, в работе С 2.1. необходимо проиллюстрировать роль хотя бы одного грамматического явления в тексте. На что стоит обратить внимание?
Грамматика – это раздел лингвистики, занимающийся изучением и описанием строения слов (словообразования), словоизменения (морфология), видов словосочетаний и типов предложений (синтаксис).
Словообразование
Некоторые словообразовательные элементы создают оценочные значения, помогают передать авторскую идею
- Образование существительных, имеющих оттенок негативной оценки, с помощью увеличительных суффиксов (домина, домище)
- Образование слов с различной экспрессивной окраской с помощью суффиксов - шутливая окраска (бумаженция, старушенция), со значением пренебрежения (солдатня, пацаньё), отвлечённые существительные с отрицательным оценочным значением (суетня, кислятина)
- Образование слов с помощью суффиксов, указывающих на лицо - имеют разговорную окраску или выражают негативную оценку (воображала, кривляка, бородач)
- Образование прилагательных с помощью суффиксов субъективной оценки - в зависимости от контекста слова могут приобретать различные оценочные значения или разговорную окраску (вертлявый, высоченный)
- Образование экспрессивных форм числительных с помощью суффиксов (тысчонка, миллиончик)
- Образование экспрессивных форм местоимений с помощью суффиксов ( всяческий, таковский)
- Образование экспрессивных наречий с помощью аффиксации тех частей речи, с которыми они соотносятся (рядком, давненько)
- Образование глаголов с оценочным значением от местоимений, существительных и прилагательных
- Образование сниженных глаголов на -ничать, -ить, -уть - значение неодобрение, разговорно-просторечная окраска (насмешничать, температурить, тормознуть)
- Образование междометий и частиц с помощью суффиксов - сильная экспрессивная окраска (баюшки, агушки)
Имя существительное
Категория рода существительного обладает наибольшими выразительными возможностями. Употребление в речи существительных женского, мужского, среднего и общего родов различается:
· слова среднего рода наиболее употребительны в книжных стилях. Слова с продуктивными суффиксами -ние-, -ство- указывают на состояния, действия, собирательность;
· в просторечии формы среднего рода искажаются за счет окончаний мужского или женского рода (полотенец, в училищу);
· существительные мужского рода отличаются отсутствием эмоционально-оценочных значений;
· личные существительные женского рода имеют разговорную или просторечную окраску, что не позволяет использовать их в официальной обстановке;
· широко используются продуктивные окказиональные словообразовательные модели. К ним относятся разговорные иронические названия (критикесса, директриса), а также окказионализмы с резко сниженной окраской (учителка, воспитателка);
· существительные общего рода, имеющие значение лица, выражают эмоционально-оценочное значение;
· сочетание существительных разного грамматического рода, указывающих на одно и то же лицо, придает речи комическую окраску;
· изменение формы рода существительного со значением лица придает речи комическую окраску.
Использование форм числа существительных характеризуется следующими особенностями:
· существительные единственного числа могут употребляться в собирательном значении;
· в определенных контекстах формы множественного числа существительных приобретают эмоциональную, экспрессивную окраску;
· образное переосмысление форм множественного числа имен собственных является источником речевой экспрессии;
· широко используются в публицистическом стиле некоторые отвлеченные существительные во множественном числе (которые ранее использовались только в единственном числе).
Имя прилагательное
Имена прилагательные характеризуются следующими особенностями:
· прилагательные являются источником речевой экспрессии в художественной и публицистической речи;
· обладают широкими изобразительно-выразительными возможностями;
· выполняют эстетическую функцию;
· выполняют информативную функцию.
Употребление прилагательных в различных функциональных стилях отличается следующими особенностями:
· преобладание в научном и официально-деловом стилях относительных прилагательных;
· обилие качественных прилагательных в художественной речи;
· в художественной речи прилагательные являются источником речевой экспрессии;
· прилагательные позволяют в деталях обрисовать внешность персонажа;
· прилагательные используются для создания психологического портрета персонажа;
· использование прилагательных-эпитетов при описании пейзажей;
Глагол
Глагол обладает широкими изобразительными возможностями, так как он представляет действие как процесс в грамматических формах времени, лица, наклонения. Для художественной речи характерно широкое использование глаголов, которые выполняют следующие функции:
· используется для передачи движения при описании окружающего мира и духовной жизни человека;
· речь, насыщенная глаголами, выразительно передаёт стремительно разворачивающиеся события, создаёт энергию и напряжённость повествования;
· использование глагола в речи является ярким образным средством;
· использование целого ряда глаголов детализирует описание
Преобладание глагольных конструкций над именными в художественной речи придает ей эмоциональность и динамичность.
Временные формы глагола обладают широкими экспрессивными возможностями. Использование временных форм в различных стилях характеризуется следующими особенностями:
в научном стиле:
· используются малоупотребительные значения настоящего времени: настоящее регистрирующее, настоящее предположения;
· не используется настоящее историческое время;
· формы прошедшего времени практически не встречаются;
· для научного стиля характерно использование форм прошедшего и будущего времени в отвлеченно-обобщенных значениях;
в публицистическом стиле: широко используется настоящее историческое, придающее речи разговорный оттенок и экспрессию;
в художественной речи:
· активно используются экспрессивные формы настоящего исторического. Также настоящее время нередко употребляется в значении будущего для указания намеченного действия;
· используются экспрессивные формы прошедшего времени: давнопрошедшее время, прошедшее время, передающее мгновенно-произвольное действие, глагольно-междометные формы внезапно-мгновенного действия (прыг, стук);
· формы будущего времени в художественной речи, как правило, употребляются в переносном значении, то есть в значении настоящего исторического и абстрактного настоящего.
Использование форм наклонения глагола в различных стилях речи характеризуется следующими особенностями.
· изъявительное наклонение стилистически нейтрально и широко используется во всех стилях речи;
· повелительное наклонение в основном используется в разговорной речи;
· в публицистике повелительное наклонение используется для воспроизведения диалога;
· в научно-популярных текстах повелительное наклонение способствует восприятию текста и усилению внимания;
· повелительные формы глагола используются в заголовках статей;
· сослагательное (условное) наклонение широко используется как в разговорной, так и в книжной речи;
· частица пускай, используемая при образовании форм 3-го лица повелительного наклонения, придает речи разговорную окраску;
· разговорные частицы (да, же), присоединяемые к формам повелительного наклонения совершенного вида, придают им оттенок настойчивости, нетерпения;
· экспрессивно окрашенным является глагол в повелительной форме 2-го лица единственного числа, обращенный ко многим лицам;
· повелительное наклонение может обозначать вынужденную необходимость действия.
Синтаксис
Использование всех типов простых предложений в речи характеризуется следующими особенностями:
определенно-личные предложения:
· придают речи лаконизм, динамичность;
· газетным заголовкам – выразительность:
неопределённо-личные предложения:
· используются в основном в разговорной речи;
· применяются для акцентирования внимание на действии;
· в публицистическом стиле придают речи динамизм;
· в научном стиле используются при описании опытов;
· в официально-деловом стиле употребляются наряду с безличными, инфинитивными;
обобщенно-личные предложения:
· обладают наибольшей экспрессией;
· в поэтической речи приобретают народнопоэтический оттенок;
· в основном используются в разговорном, художественном и публицистическом стилях;
безличные предложения:
· отличают разнообразие конструкций и их стилистическое применение в речи;
· для научного стиля характерно частое использование безличных предложений, выражающих различные оттенки долженствования, необходимости;
· придают речи эмоциональность и афористичность;
· используются в диалогах и монологах, отличающихся эмоциональностью;
· обладают большими изобразительными возможностями;
· используются в различных описаниях;
· в зависимости от интонации могут выполнять экспрессивную функцию;
· придают речи динамизм;
· являются характерной особенностью диалога;
· употребляются в книжных стилях, особенно - в научном;
· являются средством придания речи эмоциональности;
· используются в основном в разговорной речи.
В состав любого предложения входят различные типы словосочетаний. В пределах словосочетания действует грамматический порядок слов. Он определяется грамматической природой вступающих в словосочетание слов. Выделяют следующие способы связи внутри словосочетаний:
1. согласование - вид связи, при котором главное слово требует, чтобы зависимое слово принимало те же грамматические формы, в которых употреблено главное слово;
2. управление - вид подчинительной связи, при котором главное слово словосочетания требует постановки зависимого слова в определенном падеже;
3. примыкание - вид подчинительной связи, при котором смысловые отношения между главным и зависимым словом формально не выражены, так как зависимое слово не имеет форм словоизменения.
В зависимости от типа связи в словосочетании определяется порядок слов.
При согласовании действуют следующие правила установления порядка слов:
· определения, выраженные местоимениями, стоят перед определениями, выраженными другими частями речи;
· определительные местоимения предшествуют всем другим местоимениям;
· определения, выраженные качественными прилагательными, стоят перед определениями, выраженными относительными прилагательными;
· если неоднородные определения выражены только относительными прилагательными, то обычно они располагаются в порядке восходящей смысловой градации.
Порядок слов при управлении определяется следующими правилами:
· если у главного слова несколько зависимых слов, сначала идет слово более обязательное (сильное управление), а затем - менее обязательное (слабое управление);
· если слово со слабым управлением обозначает лицо, а с сильным - предмет, то слово, обозначающее лицо, может стоять перед словом с сильным управлением.
Порядок слов в случае примыкания характеризуется следующими свойствами:
· примыкающие качественные наречия на -о, -е и наречия меры и степени предшествуют главному слову;
· другие типы наречий, как правило, следуют за качественными наречиями;
· примыкающее притяжательное местоимение 3-го лица предшествует главному слову.
Порядок слов в предикативном сочетании определяется двумя правилами:
· строго грамматически подлежащее предшествует сказуемому;
· в авторских ремарках, разрывающих прямую речь или следующих за ней, необходим другой порядок, который определяется смыслом высказывания.
Используемая литература
1. Валгина, Н.С., Розенталь, Д.Э., Фомина, М.И. Современный русский язык: Учебник. Под ред. Н.С.Валгиной. Изд.6-е, перераб. и доп./ Н.С.Валгина, Д.Э.Розенталь, М.И.Фомина, - М.: «Логос», 2002
-
2. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация/ Д.Э.Розенталь, - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2008
3. Столярова, Е.А. Стилистика русского языка (конспект лекций)/ Е.А.Столярова, - М.: ООО «Приор-издат», 2006