Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 26.11.2024, 06:54

Сайт учителя русского языка и литературы МОАУ "Лицей №3" г.Оренбурга Воробьевой Т.Г.

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1228
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Грамматические явления

Мы благодарим учителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области Морозову Аллу Станиславовну, обобщившую материал, иллюстрирующий грамматические явления в художественном и публицистическом тексте. В данной статье я опиралась на работу Аллы Станиславовны.

Итак, в работе С 2.1. необходимо проиллюстрировать роль хотя бы одного грамматического явления в тексте. На что стоит обратить внимание?

Грамматика – это раздел лингвистики, занимающийся изучением и описанием строения слов (словообразования), словоизменения (морфология), видов словосочетаний и типов предложений (синтаксис).


Словообразование

Некоторые словообразовательные элементы создают оценочные значения, помогают передать авторскую идею

  •  Образование с помощью суффиксов существительных, имеющих уменьшительно-ласкательное значение - в зависимости от контекста слова могут приобретать различные оценочные значения или разговорную окраску (братец, ручка)
  • Образование существительных, имеющих оттенок негативной оценки, с помощью увеличительных суффиксов (домина, домище)
  • Образование слов с различной экспрессивной окраской с помощью суффиксов - шутливая окраска (бумаженция, старушенция), со значением пренебрежения (солдатня, пацаньё), отвлечённые существительные с отрицательным оценочным значением (суетня, кислятина)
  • Образование слов с помощью суффиксов, указывающих на лицо - имеют разговорную окраску или выражают негативную оценку (воображала, кривляка, бородач)
  • Образование прилагательных с помощью суффиксов субъективной оценки - в зависимости от контекста слова могут приобретать различные оценочные значения или разговорную окраску (вертлявый, высоченный)
  • Образование экспрессивных форм числительных с помощью суффиксов (тысчонка, миллиончик)
  • Образование экспрессивных форм  местоимений с помощью суффиксов ( всяческий, таковский)
  • Образование экспрессивных наречий с помощью аффиксации тех частей речи, с которыми они соотносятся (рядком, давненько)
  • Образование глаголов с оценочным значением от местоимений, существительных и прилагательных
  • Образование сниженных глаголов на -ничать, -ить, -уть - значение неодобрение, разговорно-просторечная окраска (насмешничать, температурить, тормознуть)
  • Образование междометий и частиц с помощью суффиксов - сильная экспрессивная окраска (баюшки, агушки)

Морфология

Обращаясь к особенностям морфологии, следует обратить внимание на то, какие части речи обращают на себя внимание в тексте - больше ли в нем существительных, глаголов или прилагательных? Может быть, наоборот автор намеренно избегает какой-то части речи? Попробуйте понять причины такого выбора.

Имя существительное

 

Категория рода существительного обладает наибольшими вы­разительными возможностями. Употребление в речи существительных женского, мужского, среднего и общего родов различает­ся:

·        слова среднего рода наиболее употребительны в книжных сти­лях. Слова с продуктивными суффиксами -ние-, -ство- указы­вают на состояния, действия, собирательность;

·        в просторечии формы среднего рода искажаются за счет окон­чаний мужского или женского рода (полотенец, в училищу);

·        существительные мужского рода отличаются отсутствием эмоционально-оценочных значений;

·        личные существительные женского рода имеют разговорную или просторечную окраску, что не позволяет использовать их в официальной обстановке;

·        широко используются продуктивные окказиональные словообра­зовательные модели. К ним относятся разговорные иронические названия (критикесса, директриса), а также окказионализмы с резко сниженной окраской (учителка, воспитателка);

·        существительные общего рода, имеющие значение лица, вы­ражают эмоционально-оценочное значение;

·        сочетание существительных разного грамматического рода, указы­вающих на одно и то же лицо, придает речи комическую окраску;

·        изменение формы рода существительного со значением лица придает речи комическую окраску.

    Использование форм числа существительных характеризуется следующими особенностями:

·        существительные единственного числа могут употребляться в собирательном значении;

·        в определенных контекстах формы множественного числа су­ществительных приобретают эмоциональную, экспрессивную окраску;

·        образное переосмысление форм множественного числа имен собственных является источником речевой экспрессии;

·        широко используются в публицистическом стиле некоторые отвлеченные существительные во множественном числе (кото­рые ранее использовались только в единственном числе).


Имя прилагательное

Имена прилагательные характеризуются следующими особенностями:

·        прилагательные являются источником речевой экспрессии в художественной и публицистической речи;

·        обладают широкими изобразительно-выразительными возмож­ностями;

·        выполняют эстетическую функцию;

·        выполняют информативную функцию.

Употребление прилагательных в различных функциональных сти­лях отличается следующими особенностями:

·        преобладание в научном и официально-деловом стилях отно­сительных прилагательных;

·        обилие качественных прилагательных в художественной речи;

·        в художественной речи прилагательные являются источником речевой экспрессии;

·        прилагательные позволяют в деталях обрисовать внешность персонажа;

·        прилагательные используются для создания психологического портрета персонажа;

·        использование прилагательных-эпитетов при описании пейзажей;

Глагол

    Глагол обладает широкими изобразительными возможностями, так как он представляет действие как процесс в грамматических формах времени, лица, наклонения. Для художественной речи характерно широкое использование глаголов, которые выполняют следующие функции:

·        используется для передачи движения при описании окружающего мира и духовной жизни человека;

·        речь, насыщенная глаголами, выразительно передаёт стремительно разворачивающиеся события, создаёт энергию и напряжённость повествования;

·        использование глагола в речи является ярким образным средством;

·        использование целого ряда глаголов детализирует описание

Преобладание глагольных конструкций над именными в худо­жественной речи придает ей эмоциональность и динамичность.


Временные формы глагола обладают широкими экспрессив­ными возможностями. Использование временных форм в раз­личных стилях характеризуется следующими особенностями:

в научном стиле:

·        используются малоупотребительные значения настоящего вре­мени: настоящее регистрирующее, настоящее предположения;

·        не используется настоящее историческое время;

·        формы прошедшего времени практически не встречаются;

·        для научного стиля характерно использование форм про­шедшего и будущего времени в отвлеченно-обобщенных значениях;

в публицистическом стиле: широко используется настоящее исто­рическое, придающее речи разговорный оттенок и экспрессию;

в художественной речи:

·        активно используются экспрессивные формы настоящего исторического. Также настоящее время нередко употребляет­ся в значении будущего для указания намеченного действия;

·        используются экспрессивные формы прошедшего времени: давнопрошедшее время, прошедшее время, передающее мгновенно-произвольное действие, глагольно-междометные формы внезапно-мгновенного действия (прыг, стук);

·        формы будущего времени в художественной речи, как пра­вило, употребляются в переносном значении, то есть в зна­чении настоящего исторического и абстрактного настоящего.

Использование форм наклонения глагола в различных стилях речи характеризуется следующими особенностями.

·        изъявительное наклонение стилистически нейтрально и широ­ко используется во всех стилях речи;

·        повелительное наклонение в основном используется в разго­ворной речи;

·        в публицистике повелительное наклонение используется для воспроизведения диалога;

·        в научно-популярных текстах повелительное наклонение спо­собствует восприятию текста и усилению внимания;

·        повелительные формы глагола используются в заголовках статей;

·        сослагательное (условное) наклонение широко используется как в разговорной, так и в книжной речи;

·        частица пускай, используемая при образовании форм 3-го лица повелительного наклонения, придает речи разговорную окраску;

·        разговорные частицы (да, же), присоединяемые к формам по­велительного наклонения совершенного вида, придают им от­тенок настойчивости, нетерпения;

·        экспрессивно окрашенным является глагол в повелительной фор­ме 2-го лица единственного числа, обращенный ко многим лицам;

·        повелительное наклонение может обозначать вынужденную не­обходимость действия.


Синтаксис

Использование всех типов простых предложений в речи характе­ризуется следующими особенностями:

определенно-личные предложения:

·        придают речи лаконизм, динамичность;

·        газетным заголовкам – выразительность:

неопределённо-личные предложения:

·        используются в основном в разговорной речи;

·        применяются для акцентирования внимание на действии;

·        в публицистическом стиле придают речи динамизм;

·   в научном стиле используются при описании опытов;

·       в официально-деловом стиле употребляются наряду с без­личными, инфинитивными;

обобщенно-личные предложения:

·        обладают наибольшей экспрессией;

·        в поэтической речи приобретают народнопоэтический от­тенок;

·        в основном используются в разговорном, художественном и публицистическом стилях;

безличные предложения:

·        отличают разнообразие конструкций и их стилистическое применение в речи;

·        для научного стиля характерно частое использование безлич­ных предложений, выражающих различные оттенки должен­ствования, необходимости;

инфинитивные предложения:

·        придают речи эмоциональность и афористичность;

·        используются преимущественно в разговорном стиле;
·        в художественном стиле придают речи непринужденно-раз­говорную окраску;

·        используются в диалогах и монологах, отличающихся эмо­циональностью;

номинативные предложения:

·        обладают большими изобразительными возможностями;

·        используются в различных описаниях;

·        в зависимости от интонации могут выполнять экспрессив­ную функцию;

·        придают речи динамизм;

неполные предложения:

·        являются характерной особенностью диалога;

·        употребляются в книжных стилях, особенно - в научном;

эллиптические предложения:

·        являются средством придания речи эмоциональности;

·        используются в основном в разговорной речи.

 

В состав любого предложения входят различные типы словосо­четаний. В пределах словосочетания действует грамматиче­ский порядок слов. Он определяется грамматической природой вступающих в словосочетание слов. Выделяют следующие спо­собы связи внутри словосочетаний:

1.    согласование - вид связи, при котором главное слово требует, чтобы зависимое слово принимало те же грамматические формы, в которых употреблено главное слово;

2.    управление - вид подчинительной связи, при котором главное слово словосочетания требует постановки зависимого слова в оп­ределенном падеже;

3.    примыкание - вид подчинительной связи, при котором смысловые отношения между главным и зависимым словом формально не вы­ражены, так как зависимое слово не имеет форм словоизменения.

В зависимости от типа связи в словосочетании определяется порядок слов.

При согласовании действуют следующие правила установления порядка слов:

·     определения, выраженные местоимениями, стоят перед опре­делениями, выраженными другими частями речи;

·        определительные местоимения предшествуют всем другим ме­стоимениям;

·        определения, выраженные качественными прилагательными, сто­ят перед определениями, выраженными относительными прилага­тельными;

·       если неоднородные определения выражены только относи­тельными прилагательными, то обычно они располагаются в порядке восходящей смысловой градации.

Порядок слов при управлении определяется следующими правилами:

·        если у главного слова несколько зависимых слов, сначала идет слово более обязательное (сильное управление), а затем - менее обязательное (слабое управление);

·        если слово со слабым управлением обозначает лицо, а с силь­ным - предмет, то слово, обозначающее лицо, может стоять перед словом с сильным управлением.

Порядок слов в случае примыкания характеризуется следующими свойствами:

·        примыкающие качественные наречия на -о, -е и наречия меры и степени предшествуют главному слову;

·        другие типы наречий, как правило, следуют за качественными наречиями;

·       примыкающее притяжательное местоимение 3-го лица пред­шествует главному слову.

Порядок слов в предикативном сочетании определяется двумя пра­вилами:

·        строго грамматически подлежащее предшествует сказуемому;

·        в авторских ремарках, разрывающих прямую речь или следую­щих за ней, необходим другой порядок, который определяется смыслом высказывания.

Используемая литература 

1.  Валгина, Н.С., Розенталь, Д.Э., Фомина, М.И. Современный русский язык: Учебник. Под ред. Н.С.Валгиной. Изд.6-е, перераб. и доп./ Н.С.Валгина, Д.Э.Розенталь, М.И.Фомина, - М.: «Логос», 2002

  • 2. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация/ Д.Э.Розенталь, - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2008

    3. Столярова, Е.А. Стилистика русского языка (конспект лекций)/ Е.А.Столярова, - М.: ООО «Приор-издат», 2006

    Вход на сайт
    Поиск
    Календарь
    «  Ноябрь 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    252627282930
    Архив записей
    Друзья сайта

    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz