Варианты контрольной работы в форме ЕГЭ по "Войне и миру" (варианты 1-2)
Вариант 1.
—Ну, начинайте! — сказал Долохов.
—Что же, — сказал Пьер, все так же
улыбаясь. Становилось страшно. Очевидно было, что дело, начавшееся так легко,
уже ничем не могло быть предотвращено, что оно шло само собою, уже независимо
от воли людей, и должно было совершиться. Денисов первый вышел вперед до
барьера и провозгласил:
—Так
как п'отивники отказались от п'ими'ения, то не угодно ли начинать: взять
пистолеты и по слову т'и начинать сходиться.
—Г...'аз!
Два! Т'и!... — сердито прокричал Денисов и отошел в сторону. Оба пошли по
протоптанным дорожкам все ближе и ближе, в тумане узнавая друг друга.
Противники имели право, сходясь до барьера, стрелять, когда кто захочет.
Долохов шел медленно, не поднимая пистолета, вглядываясь своими светлыми,
блестящими, голубыми глазами в лицо своего противника. Рот его, как и всегда,
имел на себе подобие улыбки.
—Так когда хочу — могу стрелять! — сказал Пьер,
при слове три быстрыми шагами пошел вперед, сбиваясь с протоптанной дорожки и
шагая по цельному снегу. Пьер держал пистолет, вытянув вперед правую руку,
видимо боясь как бы из этого пистолета не убить самого себя. Левую руку он
старательно отставлял назад, потому что ему хотелось поддержать ею правую
руку, а он знал, что этого нельзя было. Пройдя шагов шесть и сбившись с дорожки
в снег, Пьер оглянулся под ноги, опять быстро взглянул на Долохова и, потянув
пальцем, как его учили, выстрелил. Никак не ожидая такого сильного звука, Пьер
вздрогнул от своего выстрела, потом улыбнулся сам своему впечатлению и
остановился. Дым, особенно густой от тумана, помешал ему видеть в первое
мгновение; но другого выстрела, которого он ждал, не последовало. Только
слышны были торопливые шаги Долохова, и из-за дыма показалась его фигура.
Одной рукой он держался за левый бок, другой сжимал опущенный пистолет. Лицо
его было бледно. Ростов подбежал и что-то сказал ему.
—Не...е...т, — проговорил сквозь зубы
Долохов, — нет, не кончено, — и сделав еще несколько падающих, ковыляющих
шагов до самой сабли, упал на снег подле нее. Левая рука его была в крови, он
обтер ее о сюртук и оперся ею. Лицо его было бледно, нахмуренно и дрожало.
—Пожалу... — начал Долохов, но не мог
сразу выговорить... — Пожалуйте, — договорил он с усилием.
Пьер, едва удерживая рыдания, побежал к
Долохову, и хотел уже перейти пространство, отделяющее барьеры, как Долохов
крикнул: — К барьеру! — и Пьер, поняв в чем дело, остановился у своей сабли.
Только 10 шагов разделяло их. Долохов опустился головой к снегу, жадно укусил
снег, опять поднял голову, поправился, подобрал ноги и сел, отыскивая прочный
центр тяжести. Он глотал холодный снег и сосал его; губы его дрожали, но все
улыбаясь; глаза блестели усилием и злобой последних собранных сил. Он поднял
пистолет и стал целиться.
—Закройтесь!
— не выдержав, крикнул даже Денисов своему противнику. Пьер с кроткой улыбкой
сожаления и раскаяния, беспомощно расставив ноги и руки, прямо своей широкой
грудью стоял перед Долоховым и грустно смотрел на него. Денисов, Ростов и Несвицкий
зажмурились. В одно и то же время они услыхали выстрел и злой крик Долохова.
—Мимо!
— крикнул Долохов и бессильно лег на снег лицом книзу. Пьер схватился за голову
и, повернувшись назад, пошел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая
непонятные слова:
—Глупо...
глупо! Смерть... ложь... — твердил он морщась. Несвицкий остановил его и повез
домой. Ростов с Денисовым повезли раненого Долохова. Долохов, молча, с
закрытыми глазами, лежал в санях и ни слова не отвечал на вопросы, которые ему
делали; но, въехав в Москву, он вдруг очнулся и, с трудом приподняв голову,
взял за руку сидевшего подле себя Ростова. Ростова поразило совершенно
изменившееся и неожиданно восторженно-нежное выражение лица Долохова.
—Ну,
что? как ты чувствуешь себя? — спросил Ростов.
—Скверно! но не в том дело. Друг мой, — сказал
Долохов прерывающимся голосом, — где мы? Мы в Москве, я знаю. Я ничего, но я
убил ее, убил... Она не перенесет этого. Она не перенесет...
—Кто? — спросил Ростов.
—Мать моя. Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел, мать, — и
Долохов заплакал, сжимая руку Ростова. Когда он несколько успокоился, он
объяснил Ростову, что живет с матерью, что ежели мать увидит его умирающим, она
не перенесет этого. Он умолял Ростова ехать к ней и приготовить ее.
Ростов поехал вперед исполнять поручение
и к великому удивлению своему узнал, что Долохов, этот буян, бретер-Долохов
жил в Москве со старушкой-матерью и горбатой сестрой и был самый нежный сын и
брат.
(Л.Н.
Толстой «Война и мир» )
В1. Укажите имя и фамилию героя романа Л.Н. Толстого «Война и
мир», который оказал во время пленасильное
влияние на мировоззрение Пьера Безухова.
Ответ:__________________________
•
В2. Где происходит действие главы романа «Война и мир», содержащей
данный эпизод: в Москве, в подмосковном имении, в Петербурге, в южном имении?
Ответ:__________________________
•
В3. Укажите термин, которым в художественном произведении
называют противоречие, лежащее в основе развития действия, в данном случае —
ссору, приведшую Пьера и Долохова к дуэли.
Ответ:__________________________
•
В4. Как в литературоведении называется средство художественной
выразительности, являющееся образным определением, выражающим авторское
отношение к героям: «кроткая улыбка» Пьера, «злой крик» Долохова и т.д.?
Ответ:__________________________
•
В5. К какому из трех литературных родов, традиционно выделяемых
по ряду признаков (предмет изображения, способ изображения и т.д.), относится
роман Л.Н. Толстого «Война и мир»?
Ответ:__________________________
•
В6. Каким термином называют художественный прием противопоставления,
который позволяет автору обозначить неоднозначность, сложность и
противоречивость характера Долохова: «буян, бретер-Долохов... был самый нежный
сын и брат»?
Ответ:__________________________ •
В7.Какой стилистический прием, характерный для
прозы Л.Н. Толстого, помогает читателю почувствовать искренность переживаний
Долохова: «...я убил ее, убил... Она не перенесет этого. Она не перенесет...
<...> Мать моя. Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел, мать...»?
Ответ:__________________________
•
С1. В чем неоднозначность
характера Долохова и какие герои русской литературы, по замыслу авторов,
проявляют качества характера, неожиданные для других персонажей и читателей?
С2. Каковы средства создания
психологически напряженной атмосферы в данном фрагменте текста?
С3. В каких произведениях
русской классической литературы звучит мотив неприятия дуэли как жестокого
способа отстоять правоту?
Вариант 2.
Вскоре после маленькой
княгини вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в
очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом
фраке. Этот толстый молодой человек был незаконный сын знаменитого
Екатерининского вельможи, графа Безухого, умиравшего теперь в Москве. Он нигде
не служил еще, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был в
первый раз в обществе. Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся
к людям самой низшей иерархии в ее салоне. Но, несмотря на это низшее по своему
сорту приветствие, при виде вошедшего Пьера в лице Анны Павловны изобразилось
беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чего-нибудь
слишком огромного и несвойственного месту. Хотя, действительно, Пьер был
несколько больше других мужчин в комнате, но этот страх мог относиться только к
тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду,
отличавшему его от всех в этой гостиной.
—С'еstbienaimableavous? MonsieurPierre,
d’ktrevenuvoirunepauvremalade, — сказала ему Анна Павловна, испуганно переглядываясь с
тетушкой, к которой она подводила его. Пьер пробурлил что-то непонятное и
продолжал отыскивать что-то глазами. Он радостно, весело улыбнулся, кланяясь
маленькой княгине, как близкой знакомой, и подошел к тетушке. Страх Анны
Павловны был не напрасен, потому что Пьер, не дослушав речи тетушки о здоровье
ее величества, отошел от нее. Анна Павловна испуганно остановила его словами:
—Вы не знаете аббата
Морио? он очень интересный человек... — сказала она.
—Да, я слышал про его план
вечного мира, и это очень интересно, но едва ли возможно...
—Вы думаете?... — сказала Анна Павловна, чтобы сказать что-нибудь и вновь обратиться к
своим занятиям хозяйки дома, но Пьер сделал обратную неучтивость. Прежде он, не дослушав слов собеседницы,
ушел; теперь он остановил своим
разговором собеседницу, которой нужно было от него уйти. Он, нагнув
голову и расставив большие ноги, стал доказывать Анне Павловне, почему он
полагал, что план аббата был химера.
—Мы
после поговорим, — сказала Анна Павловна, улыбаясь.
И,
отделавшись от молодого человека, не умеющего жить, она возвратилась к своим занятиям хозяйки
дома и продолжала прислушиваться и приглядываться, готовая подать помощь на
тот пункт, где ослабевал разговор <...>
Л.Н. Толстой, «Война и мир»
В1. Назовите фамилию
дворянский семьи, сцена именин в доме которой резко противопостав лена картинам
вечера у Анны Павловны Шерер.
Ответ:__________________________
•
В2. Кто единственный из
гостей Анны Павловны выразит Пьеру искреннюю симпатию?
Ответ:__________________________
•
В3. Герои приведенного
фрагмента обмениваются репликами. Как называется такой способ организации
художественной речи?
Ответ:__________________________
•
В4.В бланк ответа впишите название композиционного
элемента, который позволяет Толстому создать описание внешности Пьера Безухова.
Ответ:__________________________
•
В5. Укажите термин, которым
в литературе называется изобразительно-выразительное средство, позволившее
автору определить главное отличие Пьера от большинства гостей Анны Павловны:
«умный, робкий, наблюдательный, естественный».
Ответ:__________________________
•
В6. Какое средство
иносказательной выразительности использует Толстой, изображая обращение Пьера
к тетушке: «пробурлил Пьер»?
Ответ:__________________________
•
В7.Толстой противопоставляет «беспокойство и
страх» Анны Павловны тому, как «радостно, весело улыбнулся» Пьер. Как
называется этот прием?
Ответ:__________________________
•
С1. Сформулируйте главную
тему фрагмента и кратко прокомментируйте слова исследователя: «Обязательная
для Толстого нравственная оценка всех персонажей исходит в «Войне и мире»
прежде всего из того, насколько проявляется в каждом из них естественная сила
жизни...»
С2. Почему жанр романа Л.Н.
Толстого определятся как эпопея и какие классики избрали этот же жанр для
своих произведений?
С3. В каких еще
классических произведениях русской литературы создается образ светского
общества, что общего в изображениях светского общества можно увидеть у Толстого
с другими произведениями русской литературы?