Вариант 5.
На
другой день были у
фельдмаршала обед и бал, которые государь удостоил своим присутствием.
Кутузову
пожалован Георгий 1-й степени; государь оказывал ему высочайшие почести;
но
неудовольствие государя против фельдмаршала было известно каждому.
Соблюдалось
приличие, и государь показывал первый пример этого; но все знали, что
старик
виноват и никуда не годится. Когда на бале Кутузов, по старой
екатерининской
привычке, при входе государя в бальную залу велел к ногам его повергнуть
взятые
знамена, государь неприятно поморщился и проговорил слова, в которых
некоторые
слышали: "старый комедиант".
Неудовольствие
государя
против Кутузова усилилось в Вильне в особенности потому, что Кутузов,
очевидно,
не хотел или не мог понимать значение предстоящей кампании.
Когда
на другой день
утром государь сказал собравшимся у него офицерам: "Вы спасли не одну
Россию; вы спасли Европу", - все уже тогда поняли, что война не кончена.
Один
Кутузов не хотел
понимать этого и открыто говорил свое мнение о том, что новая война не
может
улучшить положение и увеличить славу России, а только может ухудшить ее
положение и уменьшить ту высшую степень славы, на которой, по его
мнению,
теперь стояла Россия. Он старался доказать государю невозможность
набрания
новых войск; говорил о тяжелом положении населений, о возможности неудач
и т.
п.
При
таком настроении
фельдмаршал, естественно, представлялся только помехой и тормозом
предстоящей
войны.
Для
избежания
столкновений со стариком сам собою нашелся выход, состоящий в том,
чтобы, как в
Аустерлице и как в начале кампании при Барклае, вынуть из-под
главнокомандующего, не тревожа его, не объявляя ему о том, ту почву
власти, на
которой он стоял, и перенести ее к самому государю.
С
этою целью понемногу
переформировался штаб, и вся существенная сила штаба Кутузова была
уничтожена и
перенесена к государю. Толь, Коновницын, Ермолов - получили другие
назначения.
Все громко говорили, что фельдмаршал стал очень слаб и расстроен
здоровьем.
Ему
надо было быть
слабым здоровьем, для того чтобы передать свое место тому, кто заступал
его. И
действительно, здоровье его было слабо.
Как
естественно, и
просто, и постепенно явился Кутузов из Турции в казенную палату
Петербурга
собирать ополчение и потом в армию, именно тогда, когда он был
необходим, точно
так же естественно, постепенно и просто теперь, когда роль Кутузова была
сыграна, на место его явился новый, требовавшийся деятель.
Война
1812-го года,
кроме своего дорогого русскому сердцу народного значения, должна была
иметь
другое - европейское.
За
движением народов с
запада на восток должно было последовать движение народов с востока на
запад, и
для этой новой войны нужен был новый деятель, имеющий другие, чем
Кутузов,
свойства, взгляды, движимый другими побуждениями.
Александр
Первый для
движения народов с востока на запад и для восстановления границ народов
был так
же необходим, как необходим был Кутузов для спасения и славы России.
Кутузов
не понимал того,
что значило Европа, равновесие, Наполеон. Он не мог понимать этого.
Представителю русского народа, после того как враг был уничтожен, Россия
освобождена и поставлена на высшую степень своей славы, русскому
человеку, как
русскому, делать больше было нечего. Представителю народной войны ничего
не
оставалось, кроме смерти. И он умер.
В1.
Назовите три ценности,
без которых, по мнению Л.Н. Толстого, нет величия
Ответ:__________________________
•
В2.
Напишите название
деревни, в которой Кутузов провел совет, где было принято решение об
оставлении
Москвы
Ответ:__________________________
•
В3. Какое
художественное
средство использует автор, чтобы показать позицию Кутузова в отношении
новой
европейской войны: «Новая
война не может улучшить положение и увеличить славу России, а только
может
ухудшить ее положение и уменьшить ту высшую степень славы, на которой,
по его
мнению, теперь стояла Россия».
Ответ:__________________________
•
В4. Какой художественный прием использован в
следующем отрывке: «Все
громко говорили, что фельдмаршал стал очень слаб и расстроен здоровьем.
Ему
надо было быть слабым здоровьем, для того чтобы передать свое место
тому, кто
заступал его. И действительно, здоровье его было слабо».
Ответ:__________________________
•
В5.
Укажите термин, которым
в литературе называется изобразительно-выразительное средство,
позволившее
автору показать, что все задачи войны 1812 года уже выполнены: «враг
был уничтожен,
Россия освобождена и поставлена на высшую степень своей славы».
Ответ:__________________________
•
В6.
Следующее предложение
вполне соответствует взгляду Л.Н. Толстого на роль личности в истории: «Теперь,
когда роль
Кутузова была сыграна, на место его явился новый, требовавшийся
деятель».Назовите
художественный прием, основанный на использовании слова в переносном
значении,
который при этом использует автор.
Ответ:__________________________
•
В7. Какой художественный прием использован в
следующем отрывке: «Для
избежания столкновений со стариком сам собою нашелся выход, состоящий в
том,
чтобы, как в Аустерлице и как в начале
кампании при Барклае, вынуть из-под главнокомандующего, не тревожа
его, не
объявляя ему о том, ту почву власти…)
Ответ:__________________________
•
С1. В
чем противопоставлены
Александр I и Кутузов в этом отрывке?
Как в этом противопоставлении
раскрывается главная проблема романа?
С2. В
чем особенности изображения
смерти Кутузова? Почему о его смерти сказано именно так?
С3.
Какое отношение к
войне выражает Л.Н, Толстой в романе «Война и мир». В каких еще
произведениях
русской литературы поднимается эта проблема?
Вариант 6.
Сидевший
в официантской
пудреный старик-слуга тихим движением встал и шопотом доложил:
"Пожалуйте".
Из-за
двери слышались
равномерные звуки станка. Княжна робко потянула за легко и плавно
отворяющуюся
дверь и остановилась у входа. Князь работал за станком и, оглянувшись,
продолжал свое дело.
Огромный
кабинет был
наполнен вещами, очевидно, беспрестанно-употребляемыми. Большой стол, на
котором лежали книги и планы, высокие стеклянные шкафы библиотеки с
ключами в
дверцах, высокий стол для писания в стоячем положении, на котором лежала
открытая
тетрадь, токарный станок, с разложенными инструментами и с рассыпанными
кругом
стружками, - все выказывало постоянную, разнообразную и порядочную
деятельность. По движениям небольшой ноги, обутой в татарский, шитый
серебром,
сапожок, по твердому налеганию жилистой, сухощавой руки видна была в
князе еще
упорная и много выдерживающая сила свежей старости. Сделав несколько
кругов, он
снял ногу с педали станка, обтер стамеску, кинул ее в кожаный карман,
приделанный к станку, и, подойдя к столу, подозвал дочь. Он никогда не
благословлял своих детей и только, подставив ей щетинистую, еще небритую
нынче
щеку, сказал, строго и вместе с тем внимательно-нежно оглядев ее:
-
Здорова?... ну, так
садись!
Он
взял тетрадь
геометрии, писанную его рукой, и подвинул ногой свое кресло.
- На
завтра! - сказал
он, быстро отыскивая страницу и от параграфа до другого отмечая жестким
ногтем.
Княжна
пригнулась к
столу над тетрадью.
-
Постой, письмо тебе, -
вдруг сказал старик, доставая из приделанного над столом кармана
конверт,
надписанный женскою рукой, и кидая его на стол.
Лицо
княжны покрылось
красными пятнами при виде письма. Она торопливо взяла его и пригнулась к
нему.
- От
Элоизы? - спросил
князь, холодною улыбкой выказывая еще крепкие и желтоватые зубы.
-
Да, от Жюли, - сказала
княжна, робко взглядывая и робко улыбаясь.
-
Еще два письма
пропущу, а третье прочту, - строго сказал князь, - боюсь, много вздору
пишете.
Третье прочту.
-
Прочтите хоть это, mon
père, - отвечала княжна, краснея еще
более и подавая ему письмо.
-
Третье, я сказал,
третье, - коротко крикнул князь, отталкивая письмо, и, облокотившись на
стол,
пододвинул тетрадь с чертежами геометрии.
-
Ну, сударыня, - начал
старик, пригнувшись близко к дочери над тетрадью и положив одну руку на
спинку
кресла, на котором сидела княжна, так что княжна чувствовала себя со
всех
сторон окруженною тем табачным и старчески-едким запахом отца, который
она так
давно знала. - Ну, сударыня, треугольники эти подобны; изволишь видеть,
угол
abc...
Княжна
испуганно
взглядывала на близко от нее блестящие глаза отца; красные пятна
переливались
по ее лицу, и видно было, что она ничего не понимает и так боится, что
страх
помешает ей понять все дальнейшие толкования отца, как бы ясны они ни
были.
Виноват ли был учитель или виновата была ученица, но каждый день
повторялось
одно и то же: у княжны мутилось в глазах, она ничего не видела, не
слышала,
только чувствовала близко подле себя сухое лицо строгого отца,
чувствовала его
дыхание и запах и только думала о том, как бы ей уйти поскорее из
кабинета и у
себя на просторе понять задачу.
Старик
выходил из себя:
с грохотом отодвигал и придвигал кресло, на котором сам сидел, делал
усилия над
собой, чтобы не разгорячиться, и почти всякий раз горячился, бранился, а
иногда
швырял тетрадью.
Княжна
ошиблась ответом.
-
Ну, как же не дура! -
крикнул князь, оттолкнув тетрадь и быстро отвернувшись, но тотчас же
встал,
прошелся, дотронулся руками до волос княжны и снова сел.
Он
придвинулся и
продолжал толкование.
-
Нельзя, княжна,
нельзя, - сказал он, когда княжна, взяв и закрыв тетрадь с заданными
уроками,
уже готовилась уходить, - математика великое дело, моя сударыня. А чтобы
ты
была похожа на наших глупых барынь, я не хочу. Стерпится-слюбится. - Он
потрепал ее рукой по щеке. - Дурь из головы выскочит.
Она
хотела выйти, он
остановил ее жестом и достал с высокого стола новую неразрезанную книгу.
-
Вот еще какой-то Ключ
таинства тебе твоя Элоиза посылает. Религиозная. А я ни в чью веру не
вмешиваюсь... Просмотрел. Возьми. Ну, ступай, ступай!
Он
потрепал ее по плечу
и сам запер за нею дверь.
В1.
Назовите фамилию князя
и княгини.
Ответ:__________________________
•
В2.
Какая семья в романе
противопоставлена изображенной
Ответ:__________________________
•
В3. Какое
художественное
средство, основанное на изображении помещения, использует автор, чтобы
создать
образ старого князя.
Ответ:__________________________
•
В4. Какое художественное средство, разновидность
описания, используется в тексте для того, чтобы передать характер и
состояние
героев: «Красные
пятна переливались по ее лицу», «блестящие глаза отца», «по движениям
небольшой
ноги, обутой в татарский, шитый серебром, сапожок, по твердому налеганию
жилистой, сухощавой руки видна была в князе еще упорная и много
выдерживающая
сила свежей старости»
Ответ:__________________________
•
В5.
Герои приведенного
фрагмента обмениваются репликами. Как называется такой способ
организации
художественной речи?
Ответ:__________________________
•
В6.
Какой художественный
прием используется в следующем отрывке: «Он никогда не
благословлял своих детей и только,
подставив ей щетинистую, еще небритую
нынче щеку, сказал, строго и вместе с тем внимательно-нежно
оглядев ее:
-
Здорова?... ну, так
садись!»
Ответ:__________________________
•
В7. Какой художественный прием, основанный на
повторении синонимов, использует Л.Н. Толстой в следующем случае: «горячился,
бранился, а
иногда швырял тетрадью»
Ответ:__________________________
•
С1.
Охарактеризуйте
отношение отца и дочери в этом отрывке.
С2.
Какие художественные
средства использует Л.Н. Толстой, изображая данную семью.
С3. Тема преемственности поколений, «мысль
семейная»
становится одной из главных в толстовской эпопее. В каких еще
произведениях
русской литературы поднимаются вопросы семьи?
|