Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 29.04.2024, 13:28

Сайт учителя русского языка и литературы МОАУ "Лицей №3" г.Оренбурга Воробьевой Т.Г.

Меню сайта
Категории раздела
Русский язык [10]
Литература [4]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1227
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Варианты контрольной работы в форме ЕГЭ по "Войне и миру" (варианты 5-6)

Вариант 5.

 

На другой день были у фельдмаршала обед и бал, которые государь удостоил своим присутствием. Кутузову пожалован Георгий 1-й степени; государь оказывал ему высочайшие почести; но неудовольствие государя против фельдмаршала было известно каждому. Соблюдалось приличие, и государь показывал первый пример этого; но все знали, что старик виноват и никуда не годится. Когда на бале Кутузов, по старой екатерининской привычке, при входе государя в бальную залу велел к ногам его повергнуть взятые знамена, государь неприятно поморщился и проговорил слова, в которых некоторые слышали: "старый комедиант".

Неудовольствие государя против Кутузова усилилось в Вильне в особенности потому, что Кутузов, очевидно, не хотел или не мог понимать значение предстоящей кампании.

Когда на другой день утром государь сказал собравшимся у него офицерам: "Вы спасли не одну Россию; вы спасли Европу", - все уже тогда поняли, что война не кончена.

Один Кутузов не хотел понимать этого и открыто говорил свое мнение о том, что новая война не может улучшить положение и увеличить славу России, а только может ухудшить ее положение и уменьшить ту высшую степень славы, на которой, по его мнению, теперь стояла Россия. Он старался доказать государю невозможность набрания новых войск; говорил о тяжелом положении населений, о возможности неудач и т. п.

При таком настроении фельдмаршал, естественно, представлялся только помехой и тормозом предстоящей войны.

Для избежания столкновений со стариком сам собою нашелся выход, состоящий в том, чтобы, как в Аустерлице и как в начале кампании при Барклае, вынуть из-под главнокомандующего, не тревожа его, не объявляя ему о том, ту почву власти, на которой он стоял, и перенести ее к самому государю.

С этою целью понемногу переформировался штаб, и вся существенная сила штаба Кутузова была уничтожена и перенесена к государю. Толь, Коновницын, Ермолов - получили другие назначения. Все громко говорили, что фельдмаршал стал очень слаб и расстроен здоровьем.

Ему надо было быть слабым здоровьем, для того чтобы передать свое место тому, кто заступал его. И действительно, здоровье его было слабо.

Как естественно, и просто, и постепенно явился Кутузов из Турции в казенную палату Петербурга собирать ополчение и потом в армию, именно тогда, когда он был необходим, точно так же естественно, постепенно и просто теперь, когда роль Кутузова была сыграна, на место его явился новый, требовавшийся деятель.

Война 1812-го года, кроме своего дорогого русскому сердцу народного значения, должна была иметь другое - европейское.

За движением народов с запада на восток должно было последовать движение народов с востока на запад, и для этой новой войны нужен был новый деятель, имеющий другие, чем Кутузов, свойства, взгляды, движимый другими побуждениями.

Александр Первый для движения народов с востока на запад и для восстановления границ народов был так же необходим, как необходим был Кутузов для спасения и славы России.

Кутузов не понимал того, что значило Европа, равновесие, Наполеон. Он не мог понимать этого. Представителю русского народа, после того как враг был уничтожен, Россия освобождена и поставлена на высшую степень своей славы, русскому человеку, как русскому, делать больше было нечего. Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер.

 

В1. Назовите три ценности, без которых, по мнению Л.Н. Толстого, нет величия

 

Ответ:__________________________ •

 

В2. Напишите название деревни, в которой Кутузов провел совет, где было принято решение об оставлении Москвы

Ответ:__________________________ •

 

В3. Какое художественное средство использует автор, чтобы показать позицию Кутузова в отношении новой европейской войны: «Новая война не может улучшить положение и увеличить славу России, а только может ухудшить ее положение и уменьшить ту высшую степень славы, на которой, по его мнению, теперь стояла Россия».

 

Ответ:__________________________ •

 

В4.  Какой художественный прием использован в следующем отрывке: «Все громко говорили, что фельдмаршал стал очень слаб и расстроен здоровьем. Ему надо было быть слабым здоровьем, для того чтобы передать свое место тому, кто заступал его. И действительно, здоровье его было слабо».

Ответ:__________________________ •

 

В5. Укажите термин, которым в литературе назы­вается изобразительно-выразительное средст­во, позволившее автору показать, что все задачи войны 1812 года уже выполнены: «враг был уничтожен, Россия освобождена и поставлена на высшую степень своей славы».

Ответ:__________________________ •

 

 

В6. Следующее предложение вполне соответствует взгляду Л.Н. Толстого на роль личности в истории: «Теперь, когда роль Кутузова была сыграна, на место его явился новый, требовавшийся деятель».Назовите художественный прием, основанный на использовании слова в переносном значении, который при этом использует автор.

 

Ответ:__________________________ •

 

В7.  Какой художественный прием использован в следующем отрывке: «Для избежания столкновений со стариком сам собою нашелся выход, состоящий в том, чтобы, как в Аустерлице и как в начале кампании при Барклае, вынуть из-под главнокомандующего, не тревожа его, не объявляя ему о том, ту почву власти…)

Ответ:__________________________ •

 

С1. В чем противопоставлены Александр I и Кутузов в этом отрывке? Как в этом противопоставлении раскрывается главная проблема романа?

 

С2. В чем особенности изображения смерти Кутузова? Почему о его смерти сказано именно так?

 

С3. Какое отношение к войне выражает Л.Н, Толстой в романе «Война и мир». В каких еще произведениях русской литературы поднимается эта проблема?


Вариант 6.

 

Сидевший в официантской пудреный старик-слуга тихим движением встал и шопотом доложил: "Пожалуйте".

Из-за двери слышались равномерные звуки станка. Княжна робко потянула за легко и плавно отворяющуюся дверь и остановилась у входа. Князь работал за станком и, оглянувшись, продолжал свое дело.

Огромный кабинет был наполнен вещами, очевидно, беспрестанно-употребляемыми. Большой стол, на котором лежали книги и планы, высокие стеклянные шкафы библиотеки с ключами в дверцах, высокий стол для писания в стоячем положении, на котором лежала открытая тетрадь, токарный станок, с разложенными инструментами и с рассыпанными кругом стружками, - все выказывало постоянную, разнообразную и порядочную деятельность. По движениям небольшой ноги, обутой в татарский, шитый серебром, сапожок, по твердому налеганию жилистой, сухощавой руки видна была в князе еще упорная и много выдерживающая сила свежей старости. Сделав несколько кругов, он снял ногу с педали станка, обтер стамеску, кинул ее в кожаный карман, приделанный к станку, и, подойдя к столу, подозвал дочь. Он никогда не благословлял своих детей и только, подставив ей щетинистую, еще небритую нынче щеку, сказал, строго и вместе с тем внимательно-нежно оглядев ее:

- Здорова?... ну, так садись!

Он взял тетрадь геометрии, писанную его рукой, и подвинул ногой свое кресло.

- На завтра! - сказал он, быстро отыскивая страницу и от параграфа до другого отмечая жестким ногтем.

Княжна пригнулась к столу над тетрадью.

- Постой, письмо тебе, - вдруг сказал старик, доставая из приделанного над столом кармана конверт, надписанный женскою рукой, и кидая его на стол.

Лицо княжны покрылось красными пятнами при виде письма. Она торопливо взяла его и пригнулась к нему.

- От Элоизы? - спросил князь, холодною улыбкой выказывая еще крепкие и желтоватые зубы.

- Да, от Жюли, - сказала княжна, робко взглядывая и робко улыбаясь.

- Еще два письма пропущу, а третье прочту, - строго сказал князь, - боюсь, много вздору пишете. Третье прочту.

- Прочтите хоть это, mon père,  - отвечала княжна, краснея еще более и подавая ему письмо.

- Третье, я сказал, третье, - коротко крикнул князь, отталкивая письмо, и, облокотившись на стол, пододвинул тетрадь с чертежами геометрии.

- Ну, сударыня, - начал старик, пригнувшись близко к дочери над тетрадью и положив одну руку на спинку кресла, на котором сидела княжна, так что княжна чувствовала себя со всех сторон окруженною тем табачным и старчески-едким запахом отца, который она так давно знала. - Ну, сударыня, треугольники эти подобны; изволишь видеть, угол abc...

Княжна испуганно взглядывала на близко от нее блестящие глаза отца; красные пятна переливались по ее лицу, и видно было, что она ничего не понимает и так боится, что страх помешает ей понять все дальнейшие толкования отца, как бы ясны они ни были. Виноват ли был учитель или виновата была ученица, но каждый день повторялось одно и то же: у княжны мутилось в глазах, она ничего не видела, не слышала, только чувствовала близко подле себя сухое лицо строгого отца, чувствовала его дыхание и запах и только думала о том, как бы ей уйти поскорее из кабинета и у себя на просторе понять задачу.

Старик выходил из себя: с грохотом отодвигал и придвигал кресло, на котором сам сидел, делал усилия над собой, чтобы не разгорячиться, и почти всякий раз горячился, бранился, а иногда швырял тетрадью.

Княжна ошиблась ответом.

- Ну, как же не дура! - крикнул князь, оттолкнув тетрадь и быстро отвернувшись, но тотчас же встал, прошелся, дотронулся руками до волос княжны и снова сел.

Он придвинулся и продолжал толкование.

- Нельзя, княжна, нельзя, - сказал он, когда княжна, взяв и закрыв тетрадь с заданными уроками, уже готовилась уходить, - математика великое дело, моя сударыня. А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу. Стерпится-слюбится. - Он потрепал ее рукой по щеке. - Дурь из головы выскочит.

Она хотела выйти, он остановил ее жестом и достал с высокого стола новую неразрезанную книгу.

- Вот еще какой-то Ключ таинства тебе твоя Элоиза посылает. Религиозная. А я ни в чью веру не вмешиваюсь... Просмотрел. Возьми. Ну, ступай, ступай!

Он потрепал ее по плечу и сам запер за нею дверь.

В1. Назовите фамилию князя и княгини.

 

Ответ:__________________________ •

 

В2. Какая семья в романе противопоставлена изображенной

Ответ:__________________________ •

 

В3. Какое художественное средство, основанное на изображении помещения, использует автор, чтобы создать образ старого князя.

 

Ответ:__________________________ •

 

В4.  Какое художественное средство, разновидность описания, используется в тексте для того, чтобы передать характер и состояние героев: «Красные пятна переливались по ее лицу», «блестящие глаза отца», «по движениям небольшой ноги, обутой в татарский, шитый серебром, сапожок, по твердому налеганию жилистой, сухощавой руки видна была в князе еще упорная и много выдерживающая сила свежей старости»

Ответ:__________________________ •

 

В5. Герои приведенного фрагмента обмениваются репликами. Как называется такой способ ор­ганизации художественной речи?

Ответ:__________________________ •

 

 

В6. Какой художественный прием используется в следующем отрывке: «Он никогда не благословлял своих детей и только, подставив ей щетинистую, еще небритую нынче щеку, сказал, строго и вместе с тем внимательно-нежно оглядев ее:

- Здорова?... ну, так садись!»

 

 

Ответ:__________________________ •

 

В7.  Какой художественный прием, основанный на повторении синонимов, использует Л.Н. Толстой в следующем случае: «горячился, бранился, а иногда швырял тетрадью»

Ответ:__________________________ •

 

С1. Охарактеризуйте отношение отца и дочери в этом отрывке.

 

С2. Какие художественные средства использует Л.Н. Толстой, изображая данную семью.

 

С3. Тема преемственности поколений, «мысль семейная» становится одной из главных в толстовской эпопее. В каких еще произведениях русской литературы поднимаются вопросы семьи?
Категория: Литература | Добавил: sparrow (12.05.2010)
Просмотров: 8596 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Морева Елизавета  
Хе

Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz