Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 29.04.2024, 13:41

Сайт учителя русского языка и литературы МОАУ "Лицей №3" г.Оренбурга Воробьевой Т.Г.

Меню сайта
Категории раздела
Русский язык [10]
Литература [4]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1227
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Варианты контрольной работы в форме ЕГЭ по "Войне и миру" (варианты 7-8)

Вариант 7.

Ну, начинайте! — сказал Долохов.

Что же, — сказал Пьер, все так же улыбаясь. Становилось страшно. Очевидно было, что дело, начавшееся так легко, уже ничем не могло быть предотвращено, что оно шло само собою, уже независимо от воли людей, и должно было совер­шиться. Денисов первый вышел вперед до барьера и провозгласил:

Так как п'отивники отказались от п'ими'ения, то не угодно ли начинать: взять пистолеты и по слову т'и начинать сходиться.

Г...'аз! Два! Т'и!... — сердито прокричал Денисов и отошел в сторону. Оба пошли по протоптанным дорожкам все ближе и бли­же, в тумане узнавая друг друга. Противники имели право, сходясь до барьера, стрелять, когда кто захочет. Долохов шел медленно, не поднимая пистолета, вглядываясь своими светлыми, блестящими, голубыми глазами в лицо своего противника. Рот его, как и всегда, имел на себе подобие улыбки.

Так когда хочу — могу стрелять! — сказал Пьер, при слове три быстрыми шагами пошел вперед, сбиваясь с протоптанной до­рожки и шагая по цельному снегу. Пьер держал пистолет, вытянув вперед правую руку, видимо боясь как бы из этого пистолета не убить самого себя. Левую руку он старательно отставлял назад, по­тому что ему хотелось поддержать ею правую руку, а он знал, что этого нельзя было. Пройдя шагов шесть и сбившись с дорожки в снег, Пьер оглянулся под ноги, опять быстро взглянул на Долохова и, потянув пальцем, как его учили, выстрелил. Никак не ожидая такого сильного звука, Пьер вздрогнул от своего выстрела, потом улыбнулся сам своему впечатлению и остановился. Дым, особенно густой от тумана, помешал ему видеть в первое мгновение; но дру­гого выстрела, которого он ждал, не последовало. Только слышны были торопливые шаги Долохова, и из-за дыма показалась его фи­гура. Одной рукой он держался за левый бок, другой сжимал опу­щенный пистолет. Лицо его было бледно. Ростов подбежал и что-то сказал ему.

Не...е...т, — проговорил сквозь зубы Долохов, — нет, не кон­чено, — и сделав еще несколько падающих, ковыляющих шагов до самой сабли, упал на снег подле нее. Левая рука его была в крови, он обтер ее о сюртук и оперся ею. Лицо его было бледно, нахмуренно и дрожало.

Пожалу... — начал Долохов, но не мог сразу выговорить... — Пожалуйте, — договорил он с усилием.

Пьер, едва удерживая рыдания, побежал к Долохову, и хотел уже перейти пространство, отделяющее барьеры, как Долохов крикнул: — К барьеру! — и Пьер, поняв в чем дело, остановился у своей сабли. Только 10 шагов разделяло их. Долохов опустился го­ловой к снегу, жадно укусил снег, опять поднял голову, поправил­ся, подобрал ноги и сел, отыскивая прочный центр тяжести. Он гло­тал холодный снег и сосал его; губы его дрожали, но все улыбаясь; глаза блестели усилием и злобой последних собранных сил. Он под­нял пистолет и стал целиться.

Боком, закройтесь пистолетом, — проговорил Несвицкий.

Закройтесь! — не выдержав, крикнул даже Денисов своему противнику. Пьер с кроткой улыбкой сожаления и раскаяния, бес­помощно расставив ноги и руки, прямо своей широкой грудью сто­ял перед Долоховым и грустно смотрел на него. Денисов, Ростов и Несвицкий зажмурились. В одно и то же время они услыхали вы­стрел и злой крик Долохова.

Мимо! — крикнул Долохов и бессильно лег на снег лицом книзу. Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова:

Глупо... глупо! Смерть... ложь... — твердил он морщась. Не­свицкий остановил его и повез домой. Ростов с Денисовым повезли раненого Долохова. Долохов, молча, с закрытыми глазами, лежал в санях и ни слова не отвечал на вопросы, которые ему делали; но, въехав в Москву, он вдруг очнулся и, с трудом приподняв голову, взял за руку сидевшего подле себя Ростова. Ростова поразило совер­шенно изменившееся и неожиданно восторженно-нежное выраже­ние лица Долохова.

Ну, что? как ты чувствуешь себя? — спросил Ростов.

Скверно! но не в том дело. Друг мой, — сказал Долохов пре­рывающимся голосом, — где мы? Мы в Москве, я знаю. Я ничего, но я убил ее, убил... Она не перенесет этого. Она не перенесет...

Кто? — спросил Ростов.

Мать моя. Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел, мать, — и Долохов заплакал, сжимая руку Ростова. Когда он несколько успокоился, он объяснил Ростову, что живет с матерью, что ежели мать увидит его умирающим, она не перенесет этого. Он умолял Ростова ехать к ней и приготовить ее.

Ростов поехал вперед исполнять поручение и к великому удив­лению своему узнал, что Долохов, этот буян, бретер-Долохов жил в Москве со старушкой-матерью и горбатой сестрой и был самый неж­ный сын и брат.

(Л.Н. Толстой «Война и мир» )

В1. Укажите имя героини, взаимоотношения которой с Долоховым и стали причиной событий, происходящих в этой главе романа.

 

Ответ:__________________________ •

В2. Назовите имя и фамилию героя романа Л.Н. Толстого «Вой­на и мир», который признается себе самому в один из перио­дов духовных исканий: «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими...»?

 

Ответ:__________________________ •

В3. Каким термином обозначают выразительную подробность, игра­ющую в произведении важную роль и наполненную особым смыс­лом (например, «дрожащие губы» Долохова)?

 

Ответ:__________________________ •

В4. Как называется подробное описание внешнего облика героя: «Долохов шел медленно, <...> вглядываясь своими светлыми, бле­стящими, голубыми глазами в лицо своего противника. Рот его, как и всегда, имел на себе подобие улыбки...»?

 

Ответ:__________________________ •

В5. В бланк ответа впишите термин, которым в литературном произ­ведении называют разговор двух персонажей, в данном случае, героев этого эпизода:

«— Ну, что? как ты чувствуешь себя? — спросил Ростов.

  Скверно! но не в том дело. Друг мой, — сказал Долохов пре­рывающимся голосом, — где мы? Мы в Москве, я знаю. Я ни­чего, но я убил ее, убил... Она не перенесет этого. Она не пере­несет...

  Кто? — спросил Ростов.

  Мать моя. Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел, мать...»

 

Ответ:__________________________ •

В6. Каким термином называют художественный прием противо­поставления, который позволяет автору обозначить неодно­значность, сложность и противоречивость характера Долохова: «буян, бретер-Долохов... был самый нежный сын и брат»?

 

Ответ:__________________________ •

В7.  Как в литературоведении называется средство художественной выразительности, являющееся образным определением, выража­ющим авторское отношение к героям: «кроткая улыбка» Пьера, «злой крик» Долохова и т.д.?

Ответ:__________________________ •

С1. В чем, по-вашему, основная мысль фрагмента и как она перекли­кается с одной из главных проблем романа — проблемой поиска смысла жизни?

С2. Какие средства создания образов героев используются в данном фрагменте?

С3. Что сближает роман «Война и мир» с произведениями русской классической литературы, в которых звучит тема бессмысленно­го, жестокого предрассудка — дуэли?

 


Вариант 8

 

 

Тихон Щербатый был один из самых нужных людей в партии. Он был мужик из Покровского под Гжатью. Когда, при начале своих действий, Денисов пришел в Покровское и, как всегда, призвав старосту, спросил о том, что им известно про французов, староста отвечал как отвечали и все старосты, как бы защищаясь, что они ничего знать не знают, ведать не ведают. Но когда Денисов объяснил им, что его цель бить французов, и когда он спросил, не забредали ли к ним французы, то староста сказал, что миродеры бывали точно, но что у них в деревне только один Тишка Щербатый занимался этими делами. Денисов велел позвать к себе Тихона и, похвалив его за его деятельность, сказал при старосте несколько слов о той верности царю и отечеству и ненависти к французам, которую должны блюсти сыны отечества.

— Мы французам худого не делаем, — сказал Тихон, видимо оробев при этих словах Денисова. — Мы только так, значит, по охоте баловались с ребятами. Миродеров точно десятка два побили, а то мы худого не делали... — На другой день, когда Денисов, совершенно забыв про этого мужика, вышел из Покровского, ему доложили, что Тихон пристал к партии и просился, чтобы его при ней оставили. Денисов велел оставить его.

Тихон, сначала исправлявший черную работу раскладки костров, доставления воды, обдирания лошадей и т. п., скоро оказал большую охоту и способность к партизанской войне. Он по ночам уходил на добычу и всякий раз приносил с собой платье и оружие французское, а когда ему приказывали, то приводил и пленных. Денисов отставил Тихона от работ, стал брать его с собою в разъезды и зачислил в казаки.

Тихон не любил ездить верхом и всегда ходил пешком, никогда не отставая от кавалерии. Оружие его составляли мушкетон, который он носил больше для смеха, пика и топор, которым он владел, как волк владеет зубами, одинаково легко выбирая ими блох из шерсти и перекусывая толстые кости. Тихон одинаково верно, со всего размаха, раскалывал топором бревна и, взяв топор за обух, выстрагивал им тонкие колышки и вырезывал ложки. В партии Денисова Тихон занимал свое особенное, исключительное место. Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное и гадкое — выворотить плечом из грязи повозки, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, — все указывали, посмеиваясь, на Тихона.

— Что ему, черту, делается, меренина здоровенный, — говорили про него.

Один раз француз, которого брал Тихон, выстрелил в него из пистолета и попал ему в мякоть спины. Рана эта, от которой Тихон лечился только водкой, внутренно и наружно, была предметом самых веселых шуток во всем отряде и шуток, которым охотно поддавался Тихон.

— Что, брат, не будешь? Али скрючило? — смеялись ему казаки, и Тихон, нарочно скорчившись и делая рожи, притворяясь, что он сердится, самыми смешными ругательствами бранил французов. Случай этот имел на Тихона только то влияние, что после своей раны он редко приводил пленных.

Тихон был самый полезный и храбрый человек в партии. Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов; и вследствие этого он был шут всех казаков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину. Теперь Тихон был послан Денисовым, в ночь еще, в Шамшево для того, чтобы взять языка. Но, или потому, что он не удовлетворился одним французом, или потому, что он проспал ночь, он днем залез в кусты, в самую середину французов и, как видел с горы Денисов, был открыт ими.

 

 

В1. Назовите имя и фамилию героя, глазами которого мы видим Тихона Щербатого.

 

Ответ:__________________________ •

 

В2. Назовите имя и фамилию представителя народа, который противопоставлен Тихону Щербатому.

 

Ответ:__________________________ •

 

 

 

В3. Как в литературоведении называется средство художествен­ной выразительности, являющееся образным определением, выражающим авторское отношение к героям: «самый полезный и храбрый человек в партии», «черную работу», «что-нибудь особенно трудное и гадкое».

 

 

Ответ:__________________________ •

 

В4. Каким термином называют художественный прием противо­поставления: «Тихон одинаково верно, со всего размаха, раскалывал топором бревна и, взяв топор за обух, выстрагивал им тонкие колышки и вырезывал ложки»?

 

Ответ:__________________________ •

 

В5. Какой художественный прием использует автор в следующем отрывке: «Оружие его составляли мушкетон, который он носил больше для смеха, пика и топор, которым он владел, как волк владеет зубами»

 

 

Ответ:__________________________ •

В6. Какое средство создания образа героя использует автор, обращаясь к особенностям речи героя:

 — Мы французам худого не делаем, — сказал Тихон, видимо оробев при этих словах Денисова. — Мы только так, значит, по охоте баловались с ребятами. Миродеров точно десятка два побили, а то мы худого не делали...

 

Ответ:__________________________ •

В7.  Как в литературоведении принято определять жанр произведения «Война и мр»?

 

 

Ответ:__________________________ •

С1. Какую проблему ставит Л.Н. Толстой, выводя эпическую фигуру Тихона Щербатого? Как перекликается главная мысль этого отрывка с идеей всего романа?

С2. Какие художественные приемы использует Л.Толстой, создавая образ героя?

С3. Какие национальные черты русского народа можно увидеть в образе Тихона? В каких еще произведениях русской классики писатели обращаются к изображению национального русского характера?

 

 

 

Категория: Литература | Добавил: sparrow (12.05.2010)
Просмотров: 6634 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz