Как написать вступление к сочинению эссе (блок С ЕГЭ)
Часто мы не знаем, с чего начать свое сочинение. В.Н.
Александров и О.И. Александрова в книге «Единый государственный экзамен.
Русский язык. Сочинение-рассуждение» дают основные способы моделирования
вступления. Это приемы, которые, во-первых, достаточно просты в исполнении,
во-вторых, позволяют проникнуть в содержание исходного текста, то есть
сформулировать его тему или главную мысль, в-третьих, дают возможность выразить
автору свою личностную позицию.
I.
Именительный темы
Схема приема:
1) Запишите ключевое слово.
2) Опишите круг ассоциаций, которые вызывает в вашем
сознании это слово.
3) Сделайте переход к теме исходного текста.
Примеры выполнения:
1) «Текст-портрет»,
который посвящен великому русскому писателю Ф. Достоевскому.
а) Упрощенный вариант:
Достоевский… Творчество этого великого писателя навсегда
вошло в золотой фонд русской литературы. Сегодня невозможно представить
отечественную словесность без его произведений. (Переход к исходному тексту.)
Именно этому выдающемуся художнику посвящает свою статью …
б) Профессиональный
вариант:
Ф. Достоевский… Стоит только произнести это имя, и в
сознании возникает целый мир образов: знойный Петербург, измученные горем
бедные люди, сумеречный Мертвый дом… Великий художник живет в нашем сердце, его
тревожная мысль до сих пор волнует душу. (Переход к анализу исходного текста.)
«Почему ________________, _______________, почему
________________?» - эти вопросы звучат в статье __________________.
2) «Текст-проблема»,
в котором четко выделяется ключевое слово-тема.
Память… Мы часто произносим это слово, не особенно
задумываясь над его смыслом. Д. Лихачев заставляет нас с новой силой ощутить
глубину и важность этого понятия…
II.
Вопросы-стимулы
Схема приема:
1) Задайте два-три вопроса, которые созвучны теме исходного
текста.
2) Напишите, что поиск ответов на эти вопросы и является
главной задачей автора.
Пример выполнения:
Почему человек перестает понимать другого человека? Почему
крик о помощи тонет в равнодушной тишине? Почему лед безразличия сковал людские
сердца? Кто виноват в душевной глухоте? Ответы на эти мучительные вопросы
пытается найти известный писатель Даниил Гранин.
III. Картина
Схема приема:
1) Запишите три-четыре назывных предложения, которые рождают
в сознании целостную картину, по тональности созвучную чувству, воплощенному в
исходном тексте. Эта картина проиллюстрирует состояние мира, которое неизбежно
наступит, если мы не задумаемся над проблемами, поставленными автором текста.
Такой станет наша земля, если мы не начнем бережно
относиться к природе. Именно эта мысль отчетливо звучит в
_____________________________.
IV. Название.
Схема приема:
1) Прочитайте исходный текст, самостоятельно озаглавьте его
так, чтобы название воплощало главную мысль.
2) Объясните, почему именно так следовало бы назвать текст.
Пример выполнения:
«Ключи от счастья! – так можно было бы озаглавить этот
текст, потому что труд, о котором пишет автор, делает человека подлинно
счастливым. Подумайте, что было бы с нами, если бы у нас отняли необходимость
трудиться!
Такого сочинения нет, но, может быть, в чем-то поможет вот этот материал http://sparrow.ucoz.ru/load....skoj_do chke_a_s_pushkina/7-1-0-3 Ищите здесь работу по "Капитанской дочке", здесь есть и по вашей теме материал...