В процессе анализа литературного произведения
особенно важно не столько найти художественные образы, сколько рассмотреть
основные принципы, организующие систему образов произведения в целом, в том
числе
- принцип
дополнительности, когда образ предмета, например, выступает как
средство создания образа персонажа (образы дивана и халата Обломова в романе
И.А. Гончарова «Обломов»).
- принцип
подобия, параллелизм (образ русской зимы и образ Татьяны Лариной в
романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»; образы паруса, морской стихии и образ
Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
- принцип
контраста (образ «высокого, бесконечного неба» и образ «маленького,
ничтожного» Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»).
Психологизм. Многих писателей называют
психологами, указывая тем самым на важную отличительную особенность их таланта
– мастерство в изображении внутреннего мира их героев, их психологического
состояния.
Психологизм – система средств и приемов,
направленных на полное, глубокое и детальное раскрытие внутреннего мира героев.
Наибольшие возможности для реализации данной художественной задачи
предоставляет эпически род литературы, в рамках которой были созданы самые
яркие образы «психологической прозы». Обычно в литературоведении говорят о двух
основных формах психологического изображения в литературе:
1. Психологизм
открытый, явный, прямой, демонстративный, передающий внутренний мир
героя как бы «изнутри». Основной прием здесь – психологический самоанализ,
который дополняется системой близких ему художественных приемов: внутренний
монолог, диалог, письма, дневники, исповедь, сны и видения героев,
повествование от первого лица, несобственно-прямая внутренняя речь, «диалектика
души», «поток сознания».
2. Психологизм
скрытый, косвенный, «подтекстовый», направленный на анализ внутреннего
мира героя «извне». Основной прием в данном случае – психологический анализ,
который выступает в сочетании с другими приемами: портрет, пейзаж, интерьер,
художественная деталь, комментарий, умолчание.
В XIX веке складывается
документалистика как вид литературы, основанной на глубоком исследовании
исторических событий и явлений общественной жизни посредством анализа
документальных материалов (исторических документов, свидетельств
современников), которые воспроизводятся целиком, фрагментарно или в авторском
изложении. Художественный вымысел в таких произведениях не исключается вовсе,
как в научных трудах, но сводится к минимуму. Среди первых опытов документальной
литературы – «История Пугачева» А.С. Пушкина – что-то среднее между научным
трудом и художественным произведением.
Документализм – свойство всякой литературы,
опирающейся на документ: и собственно документальной и
художественно-документальной. Документ в художественном произведении:
- помогает писателю найти новые, неожиданные
сюжетные ходы;
- содействует воссозданию образа реального
исторического времени, колорита эпохи, исторического контекста, реального
исторического лица на основе достоверных документальных источников;
- может стать аргументом в системе авторских
доказательств той или иной идеи, концепции или поводом для полемики,
обоснования собственной трактовки исторического события или лица;
- обогащает художественную картину мира, нарисованную
в произведении, иными формами воссоздания действительности и позволяет
посмотреть на историческое событие с разных сторон, увидеть его во многообразии.
Следует различать документалистику как вид
литературы, документальную основу художественного произведения и документализм
как стилевое явление, которое предполагает не только опору на подлинные
документы (изучение их в процессе написания произведения или включение их в
текст), но и своеобразную имитацию документализма («изображенную
документальность») как художественный прием создания иллюзии подлинности,
достоверности созданной картины (например, медицинское свидетельство о
состоянии здоровья Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов» и др.)
В художественной литературе нередки случаи
использования стилизаций,
т.е. сознательного воспроизведения (имитации) наиболее характерных существенных
особенностей стиля писателя, литературного направления, течения, школы.
Одна из самых распространенных и популярных форм
воспроизведения чужого стиля в литературном произведении является пародия – комическая стилизация,
созданная с целью осмеяния, разоблачения. В пародии имитируются особенности
творческой манеры писателя, его идеи, образы, стиль, художественные приемы, представленные
в нарочито нелепом сочетании. Вот пародии на известное стихотворение Фета:
Оригинал:
Шепот, робкое
дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..(А.Фет)
Пародия Н. Добролюбова:
ПЕРВАЯ
ЛЮБОВЬ
Вечер. В комнатке уютной
Кроткий полусвет
И она, мой гость минутный…
Ласки и привет;
Жар и холод нетерпенья…
Сброшенный покров…
Звук от быстрого паденья
На пол башмачков…
Сладострастные объятья,
Поцалуйнемой, –
И стоящий над кроватью
Месяц золотой…
И две пародии Д.Минаева:
Холод, грязные селенья,
Лужи и туман,
Крепостное разрушенье,
Говор поселян.
От дворовых нет поклона,
Шапки набекрень,
И работника Семена
Плутовство и лень.
На полях чужие гуси,
Дерзость гусенят, -
Посрамленье, гибель Руси,
И разврат, разврат!..
Топот,
радостное ржанье,
Стройный эскадрон,
Трель горниста, колыханье
Веющих знамен,
Пик блестящих и султанов;
Сабли наголо,
И гусаров и уланов
Гордое чело;
Амуниция в порядке,
Отблеск серебра, -
И марш-марш во все лопатки,
И ура, ура!..