Звукопись -искусная фонетической организация речи:
подбор слов близкого звучания, виртуозное сочетание звуков, повторение одного
и того же звука или сочетания звуков, употребление слов, которые своим
звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления.
Приемы
звукописи:
Аллитерация- повторение одинаковых
или сходных согласных
Ассонанс– повтор гласных
Примеры
аллитерации:
Еще в полях белеет снег,[б']
А воды уж
весной шумят —[в в']
Бегут и будят сонный брег,[б' б б]
Бегут и блещут и гласят...[б' б]
(Ф.
Тютчев)
Примеры
ассонанса:
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух…
(А.С. Пушкин)
В русской речи более распространенным
типом звукового повтора является аллитерация. Объясняется это тем, что в фонетической
системе русского языка доминирующее положение занимают согласные звуки, так
как их значительно больше, чем гласных (6 гласных фонем — 37 согласных), и они
выполняют в языке смыслоразличительную функцию, несут основную информацию.
Издавна поэты и ученые пытались уловить
связь между звучанием слова и его смыслом. Уже в XVIIIв. М. В. Ломоносов в «Риторике» доказывает, что поэт,
слагая свои стихи, подбирает слова не только по смыслу, но и по звучанию: «В
российском языке, как кажется, частое повторение письмена А способствовать
может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины;
учащение письмен Е, И, Ъ, Ю — к изображению нежности, ласкательства,
плачевных или малых вещей, через Я показать можно приятность,
увеселение, нежность и склонность, через О, У, Ы — страшные и сильные
вещи: гнев, зависть, боль и печаль».
Много интересных наблюдений о связи звука
и смысла мы находим в статьях К. Бальмонта. Характеризуя каждый звук речи, К.
Бальмонт пытается даже наделить его смысловой нагрузкой, закрепить за ним
определенные образы. «О — звук восторга,— пишет он,— торжествующее пространство
есть О: — Поле, Море, Простор. Все огромное определяется через О,
хотя бы и темное: стон, горе, гроб, похороны, сон, полночь. Большое,
как долы и горы, остров, озеро, облако. Долгое, как скорбная доля.
Огромное, как Солнце, как Море. Грозное, как осыпь,
оползень, гром... Запоет, заноет, как колокол... Высокий свод
взнесенного собора. Бездонное О».
Правы ли поэты, писатели? Можно ли
довериться их фонетическому и эстетическому вкусу? Этот вопрос волнует и
ученых-лингвистов. Они провели многочисленные эксперименты с восприятием
звуков языка и оценкой их смысловой нагрузки. Некоторые результаты этих поисков
вы найдете в книге Л. П. Крысина «Жизнь слова». Книга А. П. Журавлева «Звук и
смысл», адресованная учащимся, продолжает волнующий разговор о существовании
какой-то силы, связывающей звук и смысл в языке, при этом привлекаются
результаты новых исследований в области русской лингвистики. В последние годы
даже родилась новая филологическая область теории содержательности звуковой
формы в языке. Эта наука получила название фоносемантика, а автор
названной книги — один из основателей нового направления.
Фоносемантика – новая область науки о языке,
исследующая смысловую функцию фонетических единиц (звуков).
Звукоподражание - употребление слов,
которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого
явления.
Например, в стихотворении «На что жалуется калитка» С.
Погореловского настойчивое повторение звука [ж] создает впечатление, будто мы
слышим резкие и неприятные звуки, которые издает старая скрипучая калитка:
Тебе прилежно я
служу,
Железом, жалуясь,
визжу:
Уж ты, пожалуйста,
уважь –
Заржавленную смажь!
Звуковые повторы как художественный прием
используется и в прозаических произведениях. Большим мастером звукописи был А.
Белый, творчество которого обычно характеризуется специальными терминами — поэтическая
проза, ритмическая проза, орнаментальная проза (то есть использующая
прием звуковых повторов, совмещающая в себе характерные черты прозы и поэзии).
Звуковой инструментовке своих произведений он придавал особоезначение. Вот отрывок из его произведения:
«Папа едет на лекции: лекции — линии листиков; многолетие прожелтило их;
листики сшиты в тетрадку; по линиям листиков — лекций! — летает взгляд папочки;
линии лекций — значки: круглорогий прочерченный икс хорошо мне известен; он — с
зетиком, с игреком».
Звуковые повторы могут привести и к
неблагозвучию речи. К. И. Чуковский советовал молодым поэтам внимательнее
относиться к звуковой стороне речи. «Ни в одном стишке, сочиненном детьми, я не
встречал таких жестких, шершавых звукосочетаний, какие встречаются в некоторых
книжных стихах»,— писал Чуковский и приводил примеры звуковыхнелепиц:«Ах,почаще б сшоколадом...— щебсш»;«пупс взбешен — ппсвзбшн».Поэтвозмущается: «Попробуйтепроизнестиэтовслух.Нужноненавидеть ребят, чтобы
предлагать им такие языколомные щебсшы». Порой неблагозвучное скопление звуков
появляется и в произведениях талантливых писателей. Так, нередко встречается в
русской поэзии явление, получившее название — гиатус(от лат. «отверстие, дыра»). Этим термином
обозначают зияние, неблагозвучное скопление гласных на стыке двух или трех
слов: И под гармонию ЕЯ Я строил стих (А. Майков). Через ливонскиИЕ Я проезжал поля (Ф. Тютчев).
Явление гиатуса обыгрывается в
стихах-экспериментах. Некоторые из них принадлежат перу Александра Кондратова —
ученика В. Хлебникова:
Ваяю
Ваяю я:
Ио – «ау!»
И Ии – «уа»…
А Эа – аи!
Чтобы понять, что стихотворение не лишено смысла,
нужно знать, что Ио – античная возлюбленная Завса, Ия – современное женское имя
собственное, Эа – царство, которое отождествляется с Колхидой, аи – сорт шампанского.
Еще одна разновидность звуковой игры — тавтограммы— игровые стихи, в которых все слова
начинаются с одной и той же буквы:
Оцепенение
Один
остался...
Осень
опять обняла
Оцепененьем.
А.Кондратов
Еще одна форма игрового словесного искусства — палиндром— слово, фраза
или целое стихотворение, одинаково читаемые по буквам слева направо и справа
налево. В России в XVII—XVIIIвв. палиндром называли «рачьими стихами». Вот одно из
четверостиший Г. Р. Державина, две первые строчки которого читаются одинаково
справа налево и слева направо (с поправкой на произношение и особенности
орфографии слова мечом):
Я разуму уму
заря,
Я иду с мечем судия;
С начала та ж я
и с конца
И всеми чтуся
за Отца.
Есть свидетельства, что составлением «перевертышей» увлекался
Н. В. Гоголь, обратимость героев и сюжетов его прозы общеизвестна. Важно и
далеко не случайно, что название повести «Нос» первоначально было «Сон»,
природный анаграмматизм этих слов как нельзя лучше отражает анаграмматический,
перевернутый мир повести о приключениях майора Ковалева.
Особый интерес к палиндрому возник в
русской поэзии конца XIX— начала XXвека, то есть в то время, которое ознаменовалось новаторскими
поисками новых форм стиха поэтами разных литературных направлений.