Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.05.2024, 11:52

Сайт учителя русского языка и литературы МОАУ "Лицей №3" г.Оренбурга Воробьевой Т.Г.

Меню сайта
Категории раздела
Русский язык [0]
Литература [8]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1227
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Русская рифма

 

Рифма — это яркая особенность стиха, которая тоже строится на фонетических возможностях русской звуковой системы — на звуковых повторах.

С середины XIX в. в лите­ратуре начались интенсивные поиски новой рифмы, новых резервов созвучий. В первую очередь подверглась разработ­ке составная рифма.

Что такое рифма составная? Ее особенность в том, что со­звучие складывается из двух слов (иногда даже из трех), при этом второе обычно теряет ударение. Чаще всего она строилась путем присоединения к словам основных частей речи частиц, предлогов и даже местоимений:

Не споры сборы.

Шляпу на лоб

Надвинув, держит пред собой

Стакан недопитый иной

И рассуждает: «надлежало б ...»

(Е. Баратынский)

Нужно сказать, что составная рифма использовалась в то время довольно редко. Специалисты объясняют это тем, что в ней хорошо ощутим оттенок насмешки, иронии, а это, разумеется, не всегда уместно.

Истинным виртуозом, царем рифмы был Дм. Дм. Минаев — популярнейший поэт-сати­рик XIX в. Один из его современников писал: «Минаева знала вся читающая публика. Его пародии, экспромты, эпиграммы облетели всю Россию и повторялись и повторя­ются, переходя из уст в уста».

В арсенале художественных средств Минаева особое зна­чение имеет рифма. Да он и сам говорил об этом в своем зна­менитом стихотворении:

Область рифм — моя стихия,

И легко пишу стихи я;

Без раздумья, без отсрочки

Я бегу к строке от строчки,

Даже к финским скалам бурым

Обращаюсь с каламбуром.

Каламбурная рифма Дм. Дм. Минаева — отличитель­ная черта его творчества. Каламбурная рифма – рифма, созданная ради языковой шутки, построенная на игре слов-омонимов и созвучных сочетаний.

В ХХ веке мастерами каламбурной рифмы были В. Брюсов:

Сказал раз медник, так куя,

Своей жене, тоскуя:

- Задам-ка детям таску я,

И разгоню тоску я.

Как известно, эта рифма была одной из любимых рифм Маяковского. Убедиться в этом нетрудно: стоит просто взять томик произведений поэта, и почти на каждой странице вы найдете такие рифмы: ввысь поведи – в исповеди, о детях – одеть их, паутинами – по-утиному, до канала – доканала, лет до ста расти вам до старости.

Теперь обратимся к так называемой усеченной рифме. Ее разработка в литературе началась в начале XX в. Чем от­личается эта рифма? Особенность ее в том, что при рифмов­ке не учитываются конечные согласные звуки: крыше слышен, парча свечах.

По-смешному я сердцем влип,

Я по-глупому мысли занял.

Твой иконный и строгий лик

По часовням висел в рязанях.

(С. Есенин)

В начале XX в. получила распространение еще одна рифма — неравносложная, когда рифмуются слова с не­равным числом послеударных слогов. Употреблять же ее начали еще в XIX в. Как считают специалисты, впервые это сделал Валерий Брюсов:

Свищет вполголоса арии,

Блеском и шумом пьяна,—

Здесь, на ночном тротуаре,

Вольная птица она!

Детски балуется с локоном,

Вьющимся дерзко к глазам,

То вдруг наклонится к окнам,

Смотрит на радужный хлам.

 

* *

Побледневшие звезды дрожали,

Трепетала листва тополей,

И, как тихая греза печали,

Ты прошла по заветной аллее.

Неравносложную рифмовку очень широко использовал В. Маяковский: вечернею чернью, прерии перья, мно­гие ноги, можно наложена, парии барыне, лбов голубого, нерв революционеров, манишь Ламанш, нарах монарх....

В XX в. была придумана разноударная рифма. Суть ее в том, что для рифмовки берутся слова с созвучными окон­чаниями (или полностью созвучные), но не совпадающим ударением.

Я — под синим пологом

 На холме пологом...

(В. Брюсов)

На двери замка

Ни замка.

Живет щегол здесь — первый щеголь,

И утром белка

Из белка

Ему сбивает гоголь-моголь.

(Я. Козловский)

В зависимости от расположения ударения в окончании слова рифмы бывают:

мужские — ударение падает на последний слог:

Смеясь жестоко над собратом,

Писаки русские толпой

Меня зовут аристократом.

Смотри, пожалуй, вздор какой.

(А. Пушкин)

женские — ударение на предпоследнем слоге:

Не офицер я, не асессор,

Я по кресту не дворянин,

Не академик, не профессор

Я просто русский мещанин.

(А. Пушкин)

дактилические — ударение на третьем слоге от конца стиха:

Тучки небесные, вечные странники ...

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники ...

(М. Лермонтов)

гипердактилические — ударение на четвертом или пятом слоге:

Холод, тело тайно сковывающий,

Холод, душу очаровывавший.

(В. Брюсов)

По расположению в строках различают рифмы:

смежные — рифмовка соседних стихов:

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

(М. Лермонтов)

перекрестные — первый стих рифмуется с третьим, вто­рой — с четвертым:

Горные вершины

Спят во тьме ночной;

Тихие долины

Полны свежей мглой.

(М. Лермонтов)

кольцевые — первый стих рифмуется с четвертым, вто­рой — с третьим:

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

 Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

(М. Лермонтов)

Разговор о русской рифме в поэзии будет неполным, если не сказать о таких стихах, которые вообще не имеют рифмы. При этом у них есть стихотворный размер. Такие стихи называются белыми. Белым стихом, например, написаны маленькие трагедии и «Борис Году­нов» Пушкина:

Клянусь тебе, что сердца моего

Ты вымучить одна могла признанье.

Клянусь тебе, что никогда, нигде,

Ни в пиршестве за чашею безумства,

Ни в дружеском, заветном разговоре,

Ни под ножом, ни в муках истязаний

Сих тяжких тайн не выдаст мой язык.

 

И, наконец, еще одно свойство стихотворной речи, осно­ванное на фонетических созвучных концовках,— строфа. Это повторяющееся в стихотворении сочетание двух или не­скольких строк, объединенных системой рифм и общей ин­тонацией.

В зависимости от количества стихов в строфе различают:

двустишия:

Гляжу, как безумный, на черную шаль,

И хладную душу терзает печаль.

 

Когда легковерен и молод я был,

Младую гречанку я страстно любил.

(А. Пушкин)

 

трехстишия {терцины):

Да, ранят все, последний убивает,

Вам мой привет, бесстрастные часы,

Моя душа вас набожно считает!

 

Тот — острым жалом вдумчивой осы

Язвит мечты; тот — как кинжалом режет,

Тот грезы косит с быстротой косы.

 

Что вопли, стоны, что зубовный скрежет

Пред тихим вздохом, данником часов!

Боль жизни ровно, повседневно нежит <...>

(В. Брюсов)

 

четверостишие:

И на гулких сводах мостов,

И на старом Волковом поле,

Где могу я плакать на воле

В чаще новых твоих крестов.

(А. Ахматова)

 

пятистишие:

Давно стихами говорит Нева,

Страницей Гоголя ложится Невский,

Весь Летний сад — Онегина глава,

О Блоке вспоминают Острова,

А по Разъезжей бродит Достоевский.

(С. Маршак)

 

шестистишие:

Сижу задумчив и один,

На потухающий камин

Сквозь слез гляжу...

С тоскою мыслю о былом

И слов в унынии моем

Не нахожу.

(Ф. Тютчев)

 

восьмистишие (октава):

Четырехстопный ямб мне надоел:

Им пишет всякий. Мальчикам в забаву

Пора б его оставить. Я хотел

Давным-давно приняться за октаву.

И в самом деле: я бы совладел

С тройным созвучьем. Пущусь на славу!

Ведь рифмы запросто со мной живут;

 Две придут сами, третью приведут.

(А. Пушкин)

Могут быть строфы из 9, 10 стихов и т. д. Особый вид организации стихотворной речи представляет собой строфа в «Евгении Онегине», так называемая онегинская строфа. Она состоит из 14 строк.

 

Категория: Литература | Добавил: sparrow (10.03.2010)
Просмотров: 12655 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz