Рифма — это яркая особенность стиха, которая
тоже строится на фонетических возможностях русской звуковой системы — на
звуковых повторах.
С середины XIX в. в литературе начались интенсивные поиски новой рифмы, новых
резервов созвучий. В первую очередь подверглась разработке составная рифма.
Что такое рифма составная? Ее особенность
в том, что созвучие складывается из двух слов (иногда даже из трех), при этом
второе обычно теряет ударение. Чаще всего она строилась путем присоединения к
словам основных частей речи частиц, предлогов и даже местоимений:
Не споры сборы.
Шляпу на лоб
Надвинув,
держит пред собой
Стакан
недопитый иной
И рассуждает: «надлежало
б ...»
(Е.
Баратынский)
Нужно сказать, что составная рифма
использовалась в то время довольно редко. Специалисты объясняют это тем, что в
ней хорошо ощутим оттенок насмешки, иронии, а это, разумеется, не всегда
уместно.
Истинным виртуозом, царем рифмы был Дм.
Дм. Минаев — популярнейший поэт-сатирик XIX в. Один из его современников писал: «Минаева знала вся
читающая публика. Его пародии, экспромты, эпиграммы облетели всю Россию и
повторялись и повторяются, переходя из уст в уста».
В арсенале художественных средств Минаева
особое значение имеет рифма. Да он и сам говорил об этом в своем знаменитом
стихотворении:
Область рифм —
моя стихия,
И легко пишу стихи
я;
Без раздумья,
без отсрочки
Я бегу к строке
от строчки,
Даже к финским скалам
бурым
Обращаюсь с
каламбуром.
Каламбурная рифма Дм. Дм. Минаева —
отличительная черта его творчества. Каламбурная рифма – рифма, созданная
ради языковой шутки, построенная на игре слов-омонимов и созвучных сочетаний.
В ХХ веке мастерами каламбурной рифмы были
В. Брюсов:
Сказал раз медник, так куя,
Своей жене, тоскуя:
- Задам-ка детям таску я,
И разгоню тоску я.
Как известно, эта рифма была одной из
любимых рифм Маяковского. Убедиться в этом нетрудно: стоит просто взять томик
произведений поэта, и почти на каждой странице вы найдете такие рифмы: ввысь поведи – в исповеди, о детях – одеть
их, паутинами – по-утиному, до канала – доканала, лет до ста расти вам до
старости.
Теперь обратимся к так называемой усеченной рифме. Ее
разработка в литературе началась в начале XX в. Чем отличается эта рифма? Особенность ее в том, что при
рифмовке не учитываются конечные согласные звуки: крыше — слышен,
парча — свечах.
По-смешному я
сердцем влип,
Я по-глупому
мысли занял.
Твой иконный и
строгий лик
По часовням
висел в рязанях.
(С. Есенин)
В начале XX в. получила распространение еще одна рифма — неравносложная, когда рифмуются слова с неравным
числом послеударных слогов. Употреблять же ее начали еще в XIX в. Как считают специалисты, впервые это сделал Валерий
Брюсов:
Свищет вполголоса арии,
Блеском и шумом пьяна,—
Здесь, на ночном тротуаре,
Вольная птица она!
Детски балуется с локоном,
Вьющимся дерзко к глазам,
То вдруг наклонится к окнам,
Смотрит на радужный хлам.
* *
Побледневшие
звезды дрожали,
Трепетала
листва тополей,
И, как
тихая греза печали,
Ты прошла по заветной аллее.
Неравносложную рифмовку очень широко
использовал В. Маяковский: вечернею — чернью, прерии — перья,
многие — ноги, можно — наложена, парии — барыне, лбов —
голубого, нерв — революционеров, манишь — Ламанш, нарах — монарх....
В XX в. была придумана разноударная
рифма. Суть ее в том, что для рифмовки берутся слова с
созвучными окончаниями (или полностью созвучные), но не совпадающим ударением.
Я — под синим пологом
На холме пологом...
(В. Брюсов)
На двери замка
Ни замка.
Живет щегол
здесь — первый щеголь,
И утром белка
Из белка
Ему
сбивает гоголь-моголь.
(Я. Козловский)
В зависимости от расположения ударения в
окончании слова рифмы бывают:
мужские — ударение падает на последний слог:
Смеясь
жестоко над собратом,
Писаки
русские толпой
Меня зовут
аристократом.
Смотри,
пожалуй, вздор какой.
(А.
Пушкин)
женские — ударение на предпоследнем слоге:
Не офицер
я, не асессор,
Я по
кресту не дворянин,
Не
академик, не профессор —
Я просто
русский мещанин.
(А.
Пушкин)
дактилические — ударение на третьем слоге от конца
стиха:
Тучки
небесные, вечные странники ...
Мчитесь
вы, будто как я же, изгнанники ...
(М.
Лермонтов)
гипердактилические — ударение на четвертом или пятом слоге:
Холод,
тело тайно сковывающий,
Холод,
душу очаровывавший.
(В. Брюсов)
По расположению в строках различают рифмы:
смежные — рифмовка соседних стихов:
В песчаных степях
аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
(М.
Лермонтов)
перекрестные — первый стих рифмуется с третьим, второй — с четвертым:
Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой.
(М.
Лермонтов)
кольцевые — первый стих рифмуется с четвертым, второй — с третьим:
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он,
гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
(М.
Лермонтов)
Разговор
о русской рифме в поэзии будет неполным, если не сказать о таких стихах,
которые вообще не имеют рифмы. При этом у них есть стихотворный размер. Такие
стихи называются белыми. Белым
стихом, например, написаны маленькие трагедии и «Борис Годунов» Пушкина:
Клянусь
тебе, что сердца моего
Ты
вымучить одна могла признанье.
Клянусь
тебе, что никогда, нигде,
Ни
в пиршестве за чашею безумства,
Ни
в дружеском, заветном разговоре,
Ни
под ножом, ни в муках истязаний
Сих
тяжких тайн не выдаст мой язык.
И, наконец, еще одно свойство стихотворной речи, основанное
на фонетических созвучных концовках,— строфа. Это повторяющееся в
стихотворении сочетание двух или нескольких строк, объединенных системой рифм
и общей интонацией.
В
зависимости от количества стихов в строфе различают:
двустишия:
Гляжу, как
безумный, на черную шаль,
И хладную
душу терзает печаль.
Когда
легковерен и молод я был,
Младую
гречанку я страстно любил.
(А.
Пушкин)
трехстишия {терцины):
Да, ранят
все, последний убивает,
Вам мой
привет, бесстрастные часы,
Моя душа
вас набожно считает!
Тот —
острым жалом вдумчивой осы
Язвит
мечты; тот — как кинжалом режет,
Тот грезы
косит с быстротой косы.
Что вопли,
стоны, что зубовный скрежет
Пред тихим
вздохом, данником часов!
Боль жизни
ровно, повседневно нежит <...>
(В.
Брюсов)
четверостишие:
И на
гулких сводах мостов,
И на
старом Волковом поле,
Где могу я
плакать на воле
В чаще
новых твоих крестов.
(А.
Ахматова)
пятистишие:
Давно стихами
говорит Нева,
Страницей
Гоголя ложится Невский,
Весь
Летний сад — Онегина глава,
О Блоке
вспоминают Острова,
А по
Разъезжей бродит Достоевский.
(С.
Маршак)
шестистишие:
Сижу
задумчив и один,
На
потухающий камин
Сквозь
слез гляжу...
С тоскою
мыслю о былом
И слов в
унынии моем
Не нахожу.
(Ф.
Тютчев)
восьмистишие (октава):
Четырехстопный
ямб мне надоел:
Им пишет
всякий. Мальчикам в забаву
Пора б его
оставить. Я хотел
Давным-давно
приняться за октаву.
И в самом
деле: я бы совладел
С тройным
созвучьем. Пущусь на славу!
Ведь рифмы
запросто со мной живут;
Две придут сами, третью приведут.
(А.
Пушкин)
Могут быть
строфы из 9, 10 стихов и т. д. Особый вид организации стихотворной речи
представляет собой строфа в «Евгении Онегине», так называемая онегинская
строфа. Она состоит из 14 строк.
|