Ямб. Существует
несколько предположений о происхождении этого слова. Одни считают, что этот
размер получил название от имени Ямба, сына нимфы Эхо и бога Пана. Другие
уверяют, что название это — от имени мифической царской служанки Ямби, которая
пела опечаленной богине Деметре веселые песни, построенные на энергичном
ямбическом размере. Третьи полагают, что название восходит к древнему
греческому инструменту ]атЬоз.
Ямб — двухсложный стихотворный размер, стопа
которого состоит из безударного и ударного слога.
Первоначально в Древней Греции ямбическим размером
сочинялись только сатирические (ругательные) стихи. Вот почему и поэзия
разделялась на два основных рода — героическую и ямбическую.
Специалисты считают, что четырехстопный ямб (и/и/и/и/)[1]
— самый излюбленный в русской поэзии размер: им написано 80—85% всех русских
стихов.
Мороз и солнце:
день чудесный!и/и/и/и/и
Еще ты
дремлешь, друг прелестный.и/и/и/и/и
(А. Пушкин)
Впервые возможности русского четырехстопного ямба были
показаны в полную меру в ломоносовской «Оде на взятие Хотина». Этим размером
были написаны и многие другие гениальные поэтические произведения: поэмы Пушкина
и Лермонтова, знаменитое «Я помню чудное мгновенье...» и «Смерть поэта»;
«Незнакомка» Блока...
Хорей — /и . Слово образовано от
греческого«круговой танец». Так же, как
и ямб, хорей очень популярен в русской поэзии.
В
дымке-невидимке/и/и/и
Выплыл
месяц вешний,/и/и/и
Цвет
садовый дышит/и /и /и
Яблонью,
черешней./и/и/и
(А.
Фет)
Хорей — второй по популярности стихотворный размер в
русской поэзии.
ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ
Дактиль —/ии. Слово образовано от греч. Дактилос
- «палец» (ср. дактилоскопия). Свое
название эта стопа получила именно потому, что строением она напоминает фигуру
пальца, у которого три фаланги (три слога), из них большая фаланга (долгая,
ударная) равна по длине двум коротким.
Ритмическое великолепие (ритм вальса) дактиля поразило
слух древних греков, и они приписывали изобретение этой стопы богу Дионису,
который беседовал с людьми стихами («языком богов»), построенными по законам
этого поэтического ритма, размера.
Буря на
небе вечернем,/и и /и и /и
Моря
сердитого шум —/и и /и и /
Буря на
море и думы,/и и /и и /и
Много
мучительных дум./и и /и и /
(А.
Фет)
Амфибрахий — и/и
. От сочетания двух греческих слов амфи- «с двух сторон» + брахус- «краткий». Буквальный перевод слова
становится понятным, стоит взглянуть на графическое изображение стопы: ударный
(сильный) слог находится между двумя безударными (краткими).
Большое развитие амфибрахий получил в поэзии русских
символистов, в частности у К. Бальмонта, А. Блока, хотя этот размер был весьма
популярен уже в пушкинскую эпоху.
Шумела полночная вьюгаи/и и/и и/и
В лесной и глухой стороне.и/и и/и и/
(А. Фет)
Анапест — и и /. Греческое анапестос буквально
значит «отраженный назад». Когда-то эту стопу назвали «обратно ударяемая»,
потому что она противоположна дактилю. При произнесении анапестических стихов в
Элладе исполнители приплясывали, отбивая ногой такт на последнем слоге стопы, а
не на первом, как это имеет место в дактиле. Вот почему анапестическая стопа
носит еще одно название — антидактиль. Стремительность этого ритма дала
основание для античной легенды о хромоногом поэте Тиртее, со стихами-песнями
которого древние воины шли в бой.
Я тебе ничего не скажу,и и/и
и/и и/
Я тебя не встревожу ничуть,и и /и и/и
и/
И о том, что я молча твержу,и и/и и/и и/
Не решусь ни за что намекнуть.и и/и и/и и/
(А. Фет)
Меткая и образная характеристика, тонкие наблюдения над
использованием двух- и трехсложных размеров в русской поэзии содержатся в
статье К. Бальмонта «Русский язык». Вот только несколько фрагментов из этой
работы.
Ямб — «стих выразительный, живописный, я бы
сказал, сабельный, ударный. Весь явный и завершенный, совсем не
таинственный».
Хорей — «стих гораздо более выразительный и включающий в себя
таинственность. В нем есть пляска, в зависимости от чтения торжественная или
буйная. Слог с ударением, за которым следует слог без ударения, отвечает великорусской
наклонности к полногласию. Конец стиха не
сжат».
Амфибрахий — «пленительный размер, в нем есть качание
старинного вальса и морской волны. Ударный слог, предводимый и сопровождаемый
неударными, движется так мягко, что чаровывает плавностью».
Анапест — «размер, полный угрюмой выразительности, тяжелого и
рассчитанного удара. Стих, как рука с мечом, которая медленно приподнимается,
замахивается и сражает. Обратный лик дактиля, обратный ток чувств».
Дактиль — «трехслоговая замедленность. Размер самый таинственный.
Стих глянет на тебя, и кажется, что он посмотрел на душу полным взором, и в
полвзора, и в четверть взора. Песня спелась, еще не хочет конца, и еще поется,
и все не хочет конца, и допевается. Русский дух, полюбивший в веках широкое пространство,
своей географией так спутавший свою историю, любящий найденную новую целину, и
вот уже тянущийся к новой, что подальше, и еще к новой, должен был полюбить в
своей речи дактилическую напевность, трехслоговую замедленность».
И наконец, еще
одно наблюдение К. Бальмонта, выраженное в поэтической форме: