Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.05.2024, 11:17

Сайт учителя русского языка и литературы МОАУ "Лицей №3" г.Оренбурга Воробьевой Т.Г.

Меню сайта
Категории раздела
Русский язык [0]
Литература [8]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1227
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Стихотворные размеры

ДВУХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

 

Ямб.  Существует несколько предположений о проис­хождении этого слова. Одни считают, что этот размер по­лучил название от имени Ямба, сына нимфы Эхо и бога Пана. Другие уверяют, что название это — от имени ми­фической царской служанки Ямби, которая пела опеча­ленной богине Деметре веселые песни, построенные на энергичном ямбическом размере. Третьи полагают, что название восходит к древнему греческому инструменту ]атЬоз.

Ямб — двухсложный стихотворный размер, стопа кото­рого состоит из безударного и ударного слога.

Первона­чально в Древней Греции ямбическим размером сочинялись только сатирические (ругательные) стихи. Вот почему и поэзия разделялась на два основных рода — героическую и ямбическую.

Специалисты считают, что четырехстопный ямб (и/и/и/и/)[1] — самый излюбленный в русской поэзии раз­мер: им написано 80—85% всех русских стихов.

Мороз и солнце: день чудесный!              и/и/и/и/и

Еще ты дремлешь, друг прелестный.      и/и/и/и/и

(А. Пушкин)

Впервые возможности русского четырехстопного ямба были показаны в полную меру в ломоносовской «Оде на взя­тие Хотина». Этим размером были написаны и многие дру­гие гениальные поэтические произведения: поэмы Пушки­на и Лермонтова, знаменитое «Я помню чудное мгнове­нье...» и «Смерть поэта»; «Незнакомка» Блока...

Хорей — /и . Слово образовано от греческого  «круговой танец». Так же, как и ямб, хорей очень популя­рен в русской поэзии.

В дымке-невидимке                    /и/и/и

Выплыл месяц вешний,             /и/и/и

Цвет садовый дышит                  /и /и /и

Яблонью, черешней.                   /и/и/и

(А. Фет)

Хорей — второй по популярности стихотворный размер в русской поэзии.

 

ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Дактиль —/ии. Слово образовано от греч. Дактилос -  «палец» (ср. дактилоскопия). Свое название эта стопа полу­чила именно потому, что строением она напоминает фигуру пальца, у которого три фаланги (три слога), из них большая фаланга (долгая, ударная) равна по длине двум коротким.

Ритмическое великолепие (ритм вальса) дактиля пора­зило слух древних греков, и они приписывали изобретение этой стопы богу Дионису, который беседовал с людьми сти­хами («языком богов»), построенными по законам этого поэтического ритма, размера.

Буря на небе вечернем,                /и и /и и /и

Моря сердитого шум —              /и и /и и /

Буря на море и думы,                 и /и и /и

Много мучительных дум.           и /и и /

(А. Фет)

 

Амфибрахийи/и . От сочетания двух греческих слов амфи- «с двух сторон» + брахус  - «краткий». Буквальный перевод слова становится понятным, стоит взглянуть на графическое изображение стопы: ударный (сильный) слог находится между двумя безударными (краткими).

Большое развитие амфибрахий получил в поэзии рус­ских символистов, в частности у К. Бальмонта, А. Блока, хотя этот размер был весьма популярен уже в пушкинскую эпоху.

Шумела полночная вьюга                  и/и  и/и  и/и

В лесной и глухой стороне.               и/и  и/и  и/

(А. Фет)

Анапест — и и /. Греческое анапестос буквально значит «отраженный назад». Когда-то эту стопу назвали «обратно ударяемая», потому что она противоположна дактилю. При произнесении анапестических стихов в Элладе исполнители приплясывали, отбивая ногой такт на последнем слоге стопы, а не на первом, как это имеет место в дактиле. Вот почему анапестическая стопа носит еще одно название — антидактиль. Стремительность этого ритма дала основание для античной легенды о хромоногом поэте Тиртее, со сти­хами-песнями которого древние воины шли в бой.

Я тебе ничего не скажу,                     и и/и и/и и/

Я тебя не встревожу ничуть,             и и и/и и/

И о том, что я молча твержу,           и и/и и/и и/

Не решусь ни за что намекнуть.      и и/и и/и и/

(А. Фет)

Меткая и образная характеристика, тонкие наблюдения над использованием двух- и трехсложных размеров в рус­ской поэзии содержатся в статье К. Бальмонта «Русский язык». Вот только несколько фрагментов из этой работы.

Ямб — «стих выразительный, живописный, я бы ска­зал, сабельный, ударный. Весь явный и завершенный, со­всем не таинственный».

Хорей — «стих гораздо более выразительный и вклю­чающий в себя таинственность. В нем есть пляска, в зави­симости от чтения торжественная или буйная. Слог с уда­рением, за которым следует слог без ударения, отвечает ве­ликорусской наклонности к полногласию. Конец стиха не

сжат».

Амфибрахий — «пленительный размер, в нем есть кача­ние старинного вальса и морской волны. Ударный слог, пред­водимый и сопровождаемый неударными, движется так мягко, что чаровывает плавностью».

Анапест — «размер, полный угрюмой выразительнос­ти, тяжелого и рассчитанного удара. Стих, как рука с мечом, которая медленно приподнимается, замахивается и сражает. Обратный лик дактиля, обратный ток чувств».

Дактиль — «трехслоговая замедленность. Размер самый таинственный. Стих глянет на тебя, и кажется, что он посмотрел на душу полным взором, и в полвзора, и в чет­верть взора. Песня спелась, еще не хочет конца, и еще по­ется, и все не хочет конца, и допевается. Русский дух, по­любивший в веках широкое пространство, своей геогра­фией так спутавший свою историю, любящий найденную новую целину, и вот уже тянущийся к новой, что подаль­ше, и еще к новой, должен был полюбить в своей речи дак­тилическую напевность, трехслоговую замедленность».

И наконец, еще одно наблюдение К. Бальмонта, выра­женное в поэтической форме:

Хореи и ямбы, с их звуком коротким,

       Я слышал в журчанье ручьев,

И голубь своим воркованием кротким

      Учил меня музыке слов.

Качаясь под ветром, как в пляске, как в страхе,

       Плакучие ветви берез

Мне дали певучий размер амфибрахий,

       В нем вальс улетающих грез.

И дактиль я в звоне ловил колокольном,

       И в марше солдат — анапест.

Напевный мой опыт был с детства невольным,

        Как нежность на лике невест.



[1] И – краткий слог, / - ударный

Категория: Литература | Добавил: sparrow (10.03.2010)
Просмотров: 17894 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 3.9/7
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz